Асинхронные двигатели серий АИР — технические характеристики

Возможные встраиваемые опции электродвигателей SIEMENS

Опция Описание
А 11 Защита двигателя РТС — термисторами с 3 температурными датчиками для аварийного отключения
А 12 Защита двигателя РТС — термисторами с 6 температурными датчиками для аварийного отключения и сигнализации
А 23 Датчик температуры двигателя со встроенным термистором KTY 84-130
А 25 Датчик температуры двигателя со встроенными 2 термисторами KTY 84-130
М 72 Исполнение для Zone 2 прямое включение в сеть (Ex nA II T3)
М 73 Исполнение для Zone 2 питание от частотного привода (Ex nA II T3)
М 34 Исполнение для Zone 21 (IP65) прямое включение в сеть
М 38 Исполнение для Zone 21 (IP65) питание от частотного привода
М 35 Исполнение для Zone 22 (IP55) прямое включение в сеть
М 39 Исполнение для Zone 22 (IP55) питание от частотного привода
Н 57 Энкодер (HTL)
Н 58 Энкодер (TTL)
G 17 Принудительное охлаждение
H 61 Принудительное охлаждение и энкодер (HTL)
H 97 Принудительное охлаждение и энкодер (TTL)
G 26 Тормоз и энкодер
H 62 Тормоз и энкодер (HTL)
H 98 Тормоз и энкодер (TTL)
H 63 Тормоз и принудительное охлаждение
H 64 Тормоз, и принудительное охлаждение и энкодер (HTL)
H 99 Тормоз и принудительное охлаждение и энкодер (TTL)
K 82 Ручной привод тормоза
C 00 Питание тормоза 24 В постоянного тока
C 01 Питание тормоза 400В, 50 Гц
C 02 Питание тормоза 180 В постоянного тока (от ММ411-ECOFAST)
G 50 Посадочное место установки датчика вибрации для контроля подшипников
K 50 Исполнение IP 65
K 52 Исполнение IP 55
K 16 Второй рабочий конец вала (Стандартный)
K 20 Подшипники для случая повышенной нагрузки на вал
K 37 Малошумное исполнение для 2 полюсных двигателей, направление вращения по часовой стрелке
K38 Малошумное исполнение для 2 полюсных двигателей, направление вращения против часовой стрелки
K 45 Антиконденсатный подогрев 230 В
K 46 Антиконденсатный подогрев 115 В
К9, 10 Клемная коробка сбоку

Общая схема маркировки электродвигателей

1. Обозначение серии:

АИР, А, 4А, 5А, АД, 7AVER — общепромышленные электродвигатели с привязкой мощностей по ГОСТ 51689-2000

АИС, 6А, IMM, RA, AIS — общепромышленные электродвигатели с привязкой мощностей по евростандарту DIN (CENELEC)

АИМ, АИМЛ, ВА, АВ, ВАО2, 1ВАО, 3В — взрывозащищенные электродвигатели

АИУ, ВРП, АВР, 3АВР, ВР — взрывозащищенные рудничные электродвигатели

А4, ДАЗО4, АОМ, ДАВ, АО4 — высоковольтные электродвигатели 

2. Признак модификации:

М- модернизированный электродвигатель (например: АДМ63А2У3)

К- электродвигатель с фазным ротором (например: 5 АНК280А6)

Х- электродвигатель с алюминиевой станиной (например: 5АМХ180М2У3)

Е- однофазный электродвигатель 220В (например: АИРЕ80С2У3)

Н- электродвигатель защищенного исполнения с самовентиляцией (например: 5АН200М2У3)

Ф- электродвигатель защищенного исполнения с принудительным охлаждением 

С- электродвигатель с повышенным скольжением (например: АИРС180М4У3)

В- встраиваемый электродвигатель (например: АДМВ63В2У3)

Р- электродвигатель с повышенным пусковым моментом (например: АИРР180S4У3)

П- электродвигатель для привода вентилятора в птицеводческих хозяйствах («птичник»)

3. Габарит (высота оси вращения вала над установочной поверхностью) мм.:

50, 56, 63, 71, 80, 90, 100, 112, 132, 160, 180, 200, 225, 250, 280, 315, 355, 400

4. Установочные размеры или длина сердечника:

А, В — вариант длины сердечника

S, M, L — вариант длины сердечника и установочных размеров по длине станины

X, XK, Y, YK — вариант длины сердечника статора высоковольтных двигателей

5. Число полюсов:

2 (3000 об/мин), 4 (1500 об/мин), 6 (1000 об/мин), 8 (750 об/мин), 10 (600 об/мин), 12 (500 об/мин)

4/2, 6/4, 8/6, 12/4, 12/6, 6/4/2, 8/6/4 и т.д. — многоскоростные электродвигатели

6. Признак конструктивной модификации:

Б — электродвигатель со встроенным датчиком температурной защиты обмотки

Б1 — электродвигатель с датчиком температурной защиты обмотки и подшипниковых узлов

Б2 — электродвигатель с датчиком температурной защиты обмотки и подогревателем

Е — электродвигатель со встроенным электромагнитным тормозом (например: АИР80А2ЕУ3)

Е2 — электродвигатель со встроенным тормозом и ручкой расторможения

П — электродвигатель с повышенной точностью по установочным размерам

Ж — электтродвигатель для привода моноблочных насосов (например: АИР80А2ЖУ2)

Н —  малошумный электродвигатель (например: 5АН180S4/16НЛБУХЛ4)

Л — электродвигатель для привода лифтов (например: 5АН180S4/16НЛБУХЛ4)

С — электродвигатель для привода нефтяных станков-качалок (например: АИР180S4СНУ1)

Тр — электродвигатель для осевых вентиляторов в системах охлаждения трансформаторов

Р3 — электродвигатель для мотор-редукторов

7. Климатическое исполнение (ГОСТ 15150-69)

У — для макроклиматического района с умеренным климатом

УХЛ — для макроклиматических районов с умеренным и холодным климатом

ХЛ — для макроклиматического района с холодным климатом

Т — для макроклиматических районов как с сухим, так и с влажным тропическим климатом

М — для макроклиматического района района с умеренно-холодным морским климатом

О — для всех макроклиматических районов на суше, кроме очень холодного (общеклиматическое исполнение)

В — для всех макроклиматических районов на суше и на море, кроме очень холодного (всеклиматическое исполнение)

8. Категории размещения (ГОСТ 15150-69) 

1- для эксплуатации на открытом воздухе

2- для эксплуатации под навесом, в палатках, кузовных прицепах

3- для эксплуатации в помещениях без регулируемых климатических условий

4- для эксплуатации в помещениях с искусственно регулируемыми климатическими условиями

5- для эксплуатации в помещениях с повышенной влажностью

Электродвигатели

Электродвигатель АИР — унифицированная серия асинхронных электодвигателей. Серия АИР охватывает диапазон мощностей от 0,06 до 315 кВт, характеризуемых значениями высоты оси вращения от 50 до 355 мм и частотами вращения 3000, 1500, 1000, 750 об/мин.

Элекродвигатель АИР — это асинхронная электрическая машина, работающая в двигательном режиме. Наиболее распространен трехфазный асинхронный электродвигатель, изобретенный в 1889г. О. Доливо-Добровольским. Электродвигатели АИР отличаются относительной простотой конструкции и надежностью в эксплуатации, однако имеют ограниченный диапазон частоты вращения и низкий коэффициент мощности при малых оборотах. Асинхронные электродвигатели имеют исполнения для эксплуатации в макроклиматических районах с умеренным, тропическим, умеренно холодным и холодным климатом в условиях, определяемых категориями размещения.

Асинхронная машина, работающая в режиме двигателя, применяется в электроприводах, не требующих регулирования частоты вращения вала электродвигателя (напр., в насосах, редукторах, вентиляторах и тд.). Асинхронные электродвигатели — наиболее распространенный вид электрических машин, потребляющих в настоящее время около 40% всей вырабатываемой электроэнергии. Их установленная мощность постоянно возрастает.

Они широко применяются в приводах металлообрабатывающих, деревообрабатывающих и других видов станков, кузнечно-прессовых, ткацких, швейных, грузоподъемных, землеройных машин, вентиляторов, насосов, компрессоров, центрифуг, в лифтах, в ручном электроинструменте, в бытовых приборах и т.д. Практически нет отрасли техники и быта, где не использовались бы электродвигатели АИР.

Структура серии АИР предусматривает следующие группы исполнения эл двигателей: — основное; — модификации по условиям окружающей среды (тропическое, химически стойкое, для сельского хозяйства); — по точности установочных размеров (высокой точности и повышенной точности); — с дополнительными устройствами (с фазным ротором, со встроенным электромагнитным тормозом), с повышенным пусковым моментом, — с повышенным скольжением, многоскоростные, узкоспециальные (для судовых механизмов, для привода моноблочных насосов, рудничное исполнение, для привода безсальниковых компрессоров и др.).

Электродвигатель АИР основного исполнения предназначен для работы от сети переменного тока частоты 50 Гц и изготовляется на номинальные напряжения: 220В, 380В, 660В, 220/380В, 380/660В. Электродвигатели АИР изготовляются в чугунном исполнении (станина и щиты из чугуна) и в алюминиевом исполнении (станина из алюминиевого сплава, щиты из чугуна). Конструктивные исполнения и способ монтажа по ГОСТ 2479-79.

По способу монтажа электродвигатели АИР изготавливаются в исполнении (1-я цифра): IМ1 — на лапах с подшипниковыми щитами; IМ2 — на лапах с подшипниковыми щитами и фланцем со стороны привода; IМЗ — без лап с подшипниковыми щитами и фланцем со стороны привода. Исполнения по способу монтажа (2 и 3-я цифры). Условные обозначения концов вала (4-я цифра): 1 — с одним цилиндрическим концом вала; 2- c двумя цилиндрическими концами вала. Конструкция АИР-овского электродвигателя обеспечивает его функционирование и сохранение технических параметров с заданной надежностью в течение срока службы.

Популярные статьи  Оперативно-диспетчерское управление энергосистемой – задачи, особенности организации процесса

Маркировка АИР означает: А — асинхронный И — Интерэлектро(унифицированная серия) Р — обозначения по ГОСТ-у.

Лучшие производители

В виду постоянного наполнения рынка электрическими машинами самого разнообразного качества, довольно остро стоит вопрос и при покупке электродвигателя АИР. Приобретая такой агрегат, пользователь ожидает получить взамен длительную бесперебойную работу, так как асинхронные машины гораздо надежнее и относительно редко выходят со строя.

Однако на практике нередко всплывают различные подделки, как правило, дешевая китайская продукция, ее же иногда пытаются выдавать за новоиспеченных отечественных производителей двигателей основного промышленного сектора. Поэтому, чтобы купить электродвигатель АИР, следует выбирать проверенные бренды, которые соответствуют стандартам, а их агрегаты выдерживают заявленные режимы работы.

Перечень лучших производителей электродвигателей серии АИР приведен в таблице ниже:

Таблица: перечень лучших производителей электродвигателей АИР

Название производителя Краткое описание
СЛЭМЗ (харьковский электромеханический завод) Выпускает электродвигатели АИР с мощностью от 0,75 до 75кВт различного конструктивного исполнения.
«Укрэлектромаш» (харьковский электротехнический завод) Выпускает маломощную линейку электрических машин марки АИР
«ELDIN» (ярославльский завод) Один из крупнейших производителей асинхронных машин в России
«Сибэлектромотор» (томский завод) В большей части ориентирован на производство крановых электродвигателей.
«Электродвигатель» (могилевский завода) Ориентирован на широкий модельный ряд приводной продукции
«Полесьеэлектромаш» (лунинецкий завод) Осуществляют не только изготовление, но и ремонт электродвигателей АИР

Схема подключения электродвигателей

Номинальные данные приводятся в соответствии с ГОСТ28173-89.

Электродвигатели АИР, расчитанные на напряжение 220/380В, должны подключаться при соединении обмоток в «звезду»на линейное напряжение 380В, а при соединении обмоток в «треугольник» на линейное напряжение 220В.

Аналогично, электродвигатели АИР, рассчитанные на напряжение 380/660В, должны подключаться при соединении обмоток в «звезду» на линейное напряжение 660В, а при соединении обмоток в «треугольник» на линейное напряжение 380В.

У электродвигателей, рассчитанных на напряжение 380В, обмотки по умолчанию соединены в «звезду» на линейное напряжение 380В.

Иное подключение обмоток приведет к выходу электродвигателя из строя и отказу завода-изготовителя от гарантийных обязательств по причине наличия «вины потребителя».

Степень защиты IPxx (ГОСТ 17494-87)

Первая цифра — защита от проникновения твердых тел

— незащищенный электродвигатель

1- электродвигатель, защищенный от твердых тел, диаметром более 50 мм

2- электродвигатель, защищенный от твердых тел, диаметром более 12 мм

3- электродвигатель, защищенный от твердых тел, диаметром более 2,5 мм

4- электродвигатель, защищенный от твердых тел, диаметром более 1,0 мм

5- электродвигатель, защищенный от пыли

Вторая цифра — защита от проникновения воды

— незащищенный электродвигатель

1- электродвигатель, защищенный от вертикально капающей воды 

2- электродвигатель, защищенный от падающих капель под углом до 15º к вертикали

3- электродвигатель, защищенный от падающих капель под углом до 60º к вертикали (от дождя)

4- электродвигатель, защищенный от воды, разбрызгиваемой со всех направлений

5- электродвигатель, защищенный от водяных струй со всех направлений.

Преимущества двигателей АИР:

  • простота конструкции;
  • отличная ремонтопригодность
  • невысокая цена
  • низкий уровень шума
  • высокий класс нагревостойкости изоляции
  • высокая степень защиты электродвигателя от влаги
  • оптимальная компактность
  • высокий КПД
  • отсутствие подвижных контактов

Двигатели АИР обладают привлекательными свойствами и с точки зрения изготовителя, и с позиции потребителя.

Благодаря простой конструкции эти двигатели легко производить, обслуживать и ремонтировать.

Устройство работает непосредственно от сети с переменным током, а множество вариантов исполнения (по монтажу, защите, климатическим условиям и пр.) позволяет эксплуатировать асинхронный двигатель практически в любых условиях, в том числе в помещениях с присутствием агрессивных сред.

Мотор обладает высоким коэффициентом полезного действия. В зависимости от конкретного типа этот показатель достигает 85%. Он пригоден для использования в оборудовании непрерывного цикла, например, в приводных узлах конвейеров, транспортеров и т. п.

Асинхронный двигатель высоко надежен и редко выходит из строя. Он успешно претерпевает кратковременные механические перегрузки.

Мотор как нельзя лучше подходит для целей автоматизации производственных процессов. Совокупность таких качеств, как надежность, легкость монтажа, простота обслуживания, неприхотливость к условиям эксплуатации делают его незаменимым в деле поддержания автоматической работы устройств.

Практически каждый асинхронный двигатель в соотношении цены и качества оказывается исключительно выгодным приобретением.

Технические характеристики

Двигатели серии АИР относятся к асинхронным электрическим агрегатам переменного тока с несколькими ступенями частоты вращения. Количество частот может быть изменено путем переключения обмотки на нужное количество полюсов. Эти механизмы изготавливаются в двух вариантах. В первом случае станина и щиты – чугунные, а во втором – щиты чугунные, а для станины использован алюминиевый сплав.

Технические характеристики, которые представляет таблица, тесно связаны с принципом действия этих устройств. В основе работы двигателей АИР лежит электромагнитное взаимодействие между статором и ротором. Кроме этих двух элементов в конструкцию любого агрегата входят передний и задний щиты подшипников, вентилятор, вводное устройство и кожух. Для всыпной обмотки статора использован медный провод, покрытый эмалью, а ротор представляет собой сердечник, насаженный на вал. Короткозамкнутая обмотка ротора изготовлена из алюминия или его сплавов. Щиты подшипников могут быть чугунными или из алюминиевого сплава.

Многие электродвигатели серии АИР выпускается в основном исполнении, а также в различных модификациях, в соответствии с условиями окружающей среды. У некоторых моделей присутствует повышенный пусковой момент, имеются дополнительные устройства в виде фазного ротора или встроенного электромагнитного тормоза. Довольно часто требуются агрегаты с точными установочными размерами, с высокой и повышенной точностью, с повышенным скольжением и множеством скоростей.

Все эти факторы влияют на размеры электродвигателей АИР, которые существенно различаются из-за конструктивных особенностей. При необходимости выпускаются агрегаты узкоспециального назначения, применяемые в специфических производственных процессах.

Двигатели серии АИР работают при переменном токе напряжением 220, 380 и 660 вольт, с частотой тока в пределах 50-60 Гц.

Общие технические характеристики этих механизмов включают также способ их монтажа. В связи с этим они выпускаются в разных вариантах:

  • С лапами и щитами подшипников.
  • С лапами, щитами подшипников и фланцем, установленным со стороны привода.
  • Без лап, со щитами подшипников и фланцем, установленным со стороны привода.

Асинхронные двигатели серий АИР - технические характеристики

Маркировка электродвигателей

Асинхронные двигатели серий АИР - технические характеристики

Подключение асинхронного электродвигателя

Асинхронные двигатели серий АИР - технические характеристики

Крановые электродвигатели

Асинхронные двигатели серий АИР - технические характеристики

Тяговый электродвигатель: назначение и применение

Асинхронные двигатели серий АИР - технические характеристики

Формула КПД электродвигателя

Асинхронные двигатели серий АИР - технические характеристики

Принцип работы электродвигателя

Нюансы по эксплуатации

В случае установки и последующего использования электродвигателей АИР основного исполнения важно соблюдать и учитывать в работе некоторые нюансы, указанные заводом изготовителем, а именно:

Электродвигатель обязательно должен подключаться через систему защиты от токов короткого замыкания, перегрева, обрыва фаз, перегрузок и т.д.
При выполнении монтажных работ или подключения электродвигателя АИР важно обеспечивать приток воздушного потока для охлаждения, сам кожух должен отодвигаться от препятствий не менее чем на 20мм.
В случае сопряжений, вал электродвигателя АИР выставляется соосно с нагрузкой.
Несмотря на способ подключения обязательно производится последующая балансировка нагрузки на валу.
Важно учитывать, что балансировка ротора осуществляется без шпонок.

Применение электродвигателей серии АИР в промышленности

Электродвигатели типа АИР являются общепромышленными асинхронными трехфазными электродвигателями переменного тока, имеют короткозамкнутый ротор и применяются при комплектации различными электроприводами многих механизмов и агрегатов почти во всех сферах промышленности. Они используются в строительной технике, на различных подъемниках и транспортерах, во всевозможных системах промышленной вентиляции, а также для электропривода промышленных насосов. Многие электродвигатели типа АИР нашли широкое распространение в аграрном комплексе и используются даже в тяжелом машиностроении.

В свое время АИР электродвигатель сменил на рынке довольно популярный и распространенный трехфазный электродвигатель серии 4А и 4АМ. По конструктивным особенностям двигатели этой серии отличаются простотой в изготовлении, относительно низкой ценой, довольно высокой ремонтопригодностью и низкой стоимостью обслуживания. Стоит отметить, что отсутствие скользящих контактов существенно увеличивает надежность электромотора и уменьшает технические требования к внешним нюансам эксплуатации электродвигателя. Сочетание этих факторов в одном агрегате позволяет применять довольно широко электромоторы серии АИР практически во всех современных отраслях промышленности (металлообрабатывающие и деревообрабатывающие станки), развивающегося сельского хозяйства (кормоизмельчители) и устанавливать их на многие транспортные (транспортеры) и строительные машины и механизмы (бетоносмесители). Электродвигатели АИР могут применяться в приводах компрессорных установок, мельниц, различных транспортных конвейеров и на многом другом оборудовании.

Электродвигатели АИР имеют следующие характеристики:

  • частота устройств 50 и 60 Гц при номинальном напряжении равном 220–660 вольт;
  • степень защиты электромоторов IP54, со степенью защиты токоввода двигателя IP55;
  • с классом изоляции F;
  • продолжительный режим работы п S1.
Популярные статьи  Выключатели с подсветкой: схема подключения выключателей со светодиодами

По исполнению электромоторы АИР производятся на лапах (IM1081), с фланецем (IM3081 3681), могут быть также комби, со вторым свободным концом вала и встраиваемые.

По климатическому исполнению такие устройства бывают следующих разновидностей: УХЛ2, УХЛ4, У2, У3, У5, Т2.

Размеры электродвигателей серии АИР выражаются высотой оси вращения электромотора и находятся в пределах 56,00–355,00 мм, с диапазоном мощностей от 0,120 до 315,00 кВт и с частотами вращения от 750 об/мин до 3000 об/мин.

Существуют дополнительные обозначения электромоторов АИР специального исполнения:

  • Б — со встроенной в двигатель температурной защитой;
  • В — встраиваемые;
  • С — имеющие повышенное скольжение;
  • Е — имеющие встроенный тормоз;
  • Е2 — имеющие ручное растормаживающее устройство;
  • Ж — электромоторы для моноблочных насосов, имеющие специальный выходной конец вала;
  • РЗ — предназначенные для мотор-редукторов;
  • Ш — предназначенные для промышленных швейных машин;
  • Ф — электромоторы, имеющие хладомаслостойкое исполнение;
  • А — электромоторы, предназначенные для атомных электростанций;
  • П — электромоторы повышенной точности по установочным размерам;
  • Х2 — электромоторы химостойкие.

Применяется специальная система обозначения, используя которую маркируются электродвигатели типа АИР различной модификации. К примеру, марка двигателя АИР 80 М4 У2 расшифровывается так:

АИР — серия,

80 — высота оси вращения двигателя в миллиметрах,

М — определенный размер установочный по общей длине станины,

4 — общее число имеющихся полюсов,

У2 — определенное климатическое исполнение.

Какие есть варианты исполнения электродвигателей?

Присутствие в маркировке буквы «У» говорит о том, что назначение электродвигателя – работа в умеренном климате, где годичные температуры находятся в диапазоне + 40 градусов – 40 градусов. Для тропического климата должна присутствовать в маркировке «Т».

Делятся электродвигатели и по вариантам специального исполнения. Если вы видите букву «С», означает это, что двигатель с повышенным скольжением. Если «Р» — с высоким пусковым моментом, «К» — с фазным ротором, с «Е» — электромагнитным встроенным тормозом.

Помимо этого, они бывают:

  • на крепежных лапах, находящихся на основании кожуха и отверстиями, предназначенными для крепления. Подобные двигатели стоят в станках деревообрабатывающих и компрессорах, в электромашинах с ременной передачей и пр.;
  • во фланцевом исполнении, т.е. на корпусе фланцы имеют отверстия для крепежа к редуктору. Используются часто в электронасосах, бетономешалках и прочих устройствах;
  • комбинированными, т.е. имеющими фланцы и лапы. Их называют универсальными, поскольку крепиться они могут к любому оборудованию.

Электродвигатели общепромышленные АИР, 5А, 4А, АДМ

Устройство общепромышленного электродвигателя предполагает очень значительный разброс по мощности в пределах одной марки. К примеру, электродвигатель АИР 50А4 имеет мощность всего 0,06 кВ. А мощность электродвигателя АИР 355М2 составляет целых 315 кВт.

Любой общепромышленный трёхфазный электродвигатель предназначен для продолжительного режима работы от сети переменного тока. Изготавливаются электродвигатели для различных климатических зон, в т.ч. для тропиков и севера.
Асинхронный двигатель выпускается в базовом исполнении и в модифицированных.

Электродвигатели 5А, электродвигатели АД, электродвигатели А, электродвигатели АИР, электродвигатели 4А и электродвигатели АДМ являются очень надёжными в своей работе. До капитального ремонта средний рабочий ресурс составляет более двадцати тысяч часов при средней наработке на отказ более двадцати пяти тысяч часов.

Асинхронные двигатели в силу ряда достоинств (относительная дешевизна, высокие энергетические показатели, простота обслуживания) являются наиболее распространёнными среди всех электрических машин. В количественном отношении эти электродвигатели составляют около 90% всего парка машин в народном хозяйстве, а по установленной мощности – около 55%. Асинхронные двигатели выпускают, как правило, большими сериями, наиболее значительными из которых являются трёхфазные электродвигатели 5А, электродвигатели АД, электродвигатели А, электродвигатели АИР, электродвигатели 4А и электродвигатели АДМ.

В настоящее время электродвигатели 4А сняты с производства, а электродвигатели остальных перечисленных серий являются аналогами, полностью заменяющими электродвигатель А4 и полностью взаимозаменяемы по мощности и установочно-присоединительным размерам.

Асинхронные трёхфазные электродвигатели общепромышленного назначения работают на промышленном токе частотой в 50 герц. Частота вращения вала ротора зависит от конструктивных особенностей, связанных с числом пар полюсов. Для различных целей производства используют электродвигатели частоты вращения от 500 до трёх тысяч оборотов в минуту.

Наша компания может предложить Вам общепромышленные электродвигатели на лапах, с фланцем или комбинированного исполнения.
Все асинхронные электродвигатели могут оснащаться широким рядом дополнительного оборудования: тормозом, датчиком скорости, датчиком температуры, вентилятором принудительного охлаждения, вторым концом вала. Мы можем предложить Вам электродвигатель с различными степенями защиты, для работы в агрессивных средах.
Уместно сказать и о том, что данные типы двигателей применимы для привода механизмов, которые нормально адаптированы к скольжению, характеристикам пуска, энергетическим показателям. Таким образом, электродвигатель асинхронный Вы можете смело применять на высоте до 1000 м. над уровнем моря. Рекомендуется не превышать температурный режим: от – 40 °С до + 40 °С. Также при температуре + 25 °С относительная влажность воздуха не должна превышать 98%.

Монтажное исполнение IMxxxx

Монтажное исполнение электродвигателя АИР обозначается латинскими буквами IM и четырьмя цифрами после них. Также иногда встречается обозначение по международному стандарту МЭК60034-7 (код I), включающее латинские буквы IM, латинскую букву В или V и от 1 до 2 цифр.

Первая цифра — конструктивное исполнение электродвигателя

1- электродвигатель на лапах с подшипниковыми щитами

2- электродвигатель на лапах с подшипниковыми щитами и фланцем на одном щите

3- электродвигатель без лап с подшипниковыми щитами и фланцем на одном щите

Вторая и третья цифра — пространственный способ монтажа электродвигателя. Если третья цифра «8», например IM1081, то такой электродвигатель может монтироваться в любом положении.

Четвертая цифра — исполнение конца вала 

1- электродвигатель с одним цилиндрическим концом вала

2- электродвигатель с двумя цилиндрическими концами вала

3- электродвигатель с одним коническим концом вала

4- электродвигатель с двумя коническими концами вала

Преимущества

Главным достоинством является:

  • Простая конструкция электродвигателя, отсутствие изнашиваемых быстро деталей (нет коллекторной группы) и дополнительного трения (та же причина).
  • Не нужны дополнительные преобразования для питания, поскольку оно осуществляется напрямую от сети трехфазной промышленной.
  • Малое число деталей делает мотор весьма надежным.
  • Срок службы у него внушительный.
  • Он прост для обслуживания и ремонта.

Недостатки, конечно, тоже имеются.

К ним относятся:

  • небольшой пусковой момент, из-за которого ограничена область его применения;
  • значительные потребляемые токи запуска, порой превышающие в системе электроснабжения допустимые значения;
  • большая потребляемая мощность реактивная, снижающая механическую мощность.

Китайские АИР

Если ранее двигатели АИР производили только участники «Интерэлектро», сегодня серию активно производит Китай. В связи с распространенностю маркировки китайские производители имеют возможность изготавливать большие объемы продукции по одним стандартам, что очень выгодно. Для выпуска данных двигателей достаточно соблюдения стандартов и предписаний по тех.характеристикам.

Однако китайские двигатели имеют ряд недостатков, которые заставляют относится к ним настороженно. Первейшие из них это, конечно, качество материалов и сборки. Отечественные двигатели, по общему мнению потребителей, значительно выигрывают в качестве. Убедиться в этом вы можете сами!

Узнать больше материалы

Каталог электродвигателей HELZ

Электродвигатели АИР, А, 4А, 5АИ, АД

Асинхронные двигатели серий АИР - технические характеристики

Габарит Число полюсов Габаритные размеры Установочные и присоединительные размеры, мм
L H A A1 b d d1 d2 d3 d4 d5 h H1 l l1 t
50 2, 4 178 130 63 80 3 9 6 7 80 100 120 6 50 20 32 10
56 2, 4 197 145 71 90 4 11 6 10 95 115 140 7 56 23 36 13
63 2, 4, 6 226 170 80 100 5 14 7 10 110 130 160 7 63 30 40 16
71 2, 4, 6, 8 270 185 90 112 6 19 7 12 130 165 200 8 71 40 45 22
80А 2, 4, 6, 8 297 205 100 125 6 22 10 12 130 165 200 9 80 50 50 25
80В 2, 4, 6 321 205 100 125 6 22 10 12 130 165 200 10 80 50 50 25
80В 8 297 205 100 125 6 22 10 12 130 165 200 10 80 50 50 25
90L 2, 4, 6, 8 337 225 125 140 8 24 10 15 180 215 250 10 90 50 56 27
100S 2, 4 390 242 112 160 8 28 12 15 180 215 250 12 100 60 63 31
100L 2, 4, 6, 8 390 242 140 160 8 28 12 15 180 215 250 12 100 60 63 31
112 2, 4, 6, 8 443 275 140 190 10 32 12 15 230 265 300 14 112 80 70 35
132S 4, 6 483 295 140 216 10 38 12 19 250 300 350 16 132 80 89 41
132S 8 546 360 140 216 10 38 12 19 250 300 350 17 132 80 89 41
132M 2, 4, 6 483 295 178 216 10 38 12 19 250 300 350 16 132 80 89 41
132M 8 546 360 178 216 10 38 12 19 250 300 350 17 132 80 89 41
160S 2 670 404 178 254 12 42 15 19 250 300 350 20 160 110 108 45
4, 6, 8 670 404 178 254 14 48 15 19 250 300 350 20 160 110 108 52
160M 2 700 404 210 254 12 42 15 19 250 300 350 20 160 110 108 45
4, 6, 8 700 404 210 254 14 48 15 19 250 300 350 20 160 110 108 52
180S 2 710 465 203 279 14 48 15 19 300 350 400 21 180 110 121 52
4 710 465 203 279 16 55 15 19 300 350 400 21 180 110 121 59
180M 2 710 465 241 279 14 48 15 19 300 350 400 21 180 110 121 52
4, 6, 8 710 465 241 279 16 55 15 19 300 350 400 21 180 110 121 59
200M 2 735 495 267 318 16 55 19 19 350 400 450 25 200 110 133 59
4, 6, 8 765 495 267 318 18 60 19 19 350 400 450 25 200 140 133 64
200L 2 781 495 305 318 16 55 19 19 350 400 450 25 200 110 133 59
4, 6, 8 811 495 305 318 18 60 19 19 350 400 450 25 200 140 133 64
225M 2 835 540 311 356 16 55 19 19 450 500 550 30 225 110 149 59
4, 6, 8 865 540 311 356 18 65 19 19 450 500 550 30 225 140 149 69
250S 2 935 630 311 406 18 65 24 19 450 500 550 30 250 140 168 69
4, 6, 8 935 630 311 406 20 75 24 19 450 500 550 30 250 140 168 80
250M 2 965 630 349 406 18 65 24 19 450 500 550 30 250 140 168 69
4, 6 965 630 349 406 20 75 24 19 450 500 550 30 250 140 168 80
8 935 630 349 406 20 75 24 19 450 500 550 30 250 140 168 80
280S 2 1080 660 368 457 20 70 24 24 550 600 660 30 280 140 190 75
4, 6, 8, 10 1110 660 368 457 22 80 24 24 550 600 660 30 280 170 190 85
280M 2 1080 660 419 457 20 70 24 24 550 600 660 30 280 140 190 75
4, 6, 8, 10 1110 660 419 457 22 80 24 24 550 600 660 30 280 170 190 85
315S 2 1160 815 406 508 20 75 28 24 550 600 660 40 315 140 216 80
4 1290 815 406 508 25 90 28 24 550 600 660 40 315 170 216 95
6, 8, 10, 12 1190 815 406 508 25 90 28 24 550 600 660 40 315 170 216 95
315M 2 1260 815 457 508 20 75 28 24 550 600 660 40 315 140 216 80
4 1290 815 457 508 25 90 28 24 550 600 660 40 315 170 216 95
6, 8, 10, 12 1190 815 457 508 25 90 28 24 550 600 660 40 315 170 216 95
355S 2 1565 1010 500 610 22 85 28 24 680 740 800 52 355 170 254 90
4, 6, 8, 10, 12 1570 1010 500 610 28 100 28 24 680 740 800 52 355 210 254 106
355M 2 1565 1010 560 610 22 85 28 24 680 740 800 52 355 170 254 90
4, 6, 8, 10, 12 1570 1010 560 610 28 100 28 24 680 740 800 52 355 210 254 106
Популярные статьи  Техническое обслуживание воздушных линий электропередачи

Примечание: Габаритные и установочно-присоединительные размеры у разных производителей могут различаться. Более точно вышеуказанные размеры у каждого производителя можно найти в соответствующем каталоге продукции.

Способы торможения двигателей

При торможении противовключением меняются два провода соединяющих трехфазную сеть с обмотками статора, изменяя при этом направление движения магнитного поля машины. При этом наступает режим электромагнитного тормоза. Для динамического торможения обмотка статора отключается от трехфазной сети и включается в сеть постоянного тока. Неподвижное поле статора заставляет ротор быстро останавливаться.

После отключения от сети электродвигатель продолжает движение по инерции. При этом кинетическая энергия расходуется на преодоление всех видов сопротивлений движению. Поэтому скорость электродвигателя через промежуток времени, в течение которого будет израсходована вся кинетическая энергия, становится равной нулю.

Такая остановка электродвигателя при движении по инерции называется свободным выбегом. Многие электродвигатели, работающие в продолжительном режиме или со значительными нагрузками, останавливают путем свободного выбега.

Асинхронные двигатели серий АИР - технические характеристики
Для защиты двигателя применяют реле контроля напряжения.

Для защиты двигателей от пропадания и перекоса (разницы напряжений) фаз питающего напряжения применяют реле контроля фаз, которые в этих случаях полностью отключают питание (с автоматическим или ручным дальнейшим включением). Возможна установка одного реле на группу двигателей.

Более грубой и универсальной защитой, обязательной по правилам эксплуатации и обычно достаточной при правильно подобранных параметрах, является установка трёхфазных автоматических выключателей (по одному на двигатель), которые отключают питание в случае длительного (до несколько минут) превышения номинального тока по любой из фаз, что является следствием перегрузки двигателя, перекоса или обрыва фаз.

Конструктивные особенности

С технической точки зрения электродвигатель АИР представляет собой одну из разновидностей асинхронной электрической машины. Впервые данная разновидность вошла в обиход еще в 1973г и заменила марки 4А и АМ благодаря новому международному стандарту, который установил его параметры и технические особенности. Конструктивно пример асинхронных электродвигателей приведен на рисунке ниже:

Асинхронные двигатели серий АИР - технические характеристики
Рис. 1. Конструкция электродвигателя АИР

Как видите, двигатель АИР состоит из таких основных конструктивных элементов:

  • Корпус – выполняется из чугуна или облегченных сплавов, предназначен для удержания внутренних деталей и крепления к рабочей поверхности.
  • Магнитопровод статора – применяется в качестве среды для проведения магнитного потока от обмоток к ротору.
  • Обмотки статора – изготавливаются из медных жил с лаковой изоляцией, как правило, имеют дополнительный слой. Предназначены для протекания переменного тока, который формирует электромагнитные волны. Провода обмоток укладываются в статорные пазы.
  • Ротора – фазного или короткозамкнутого, фазный состоит из металлического вала, на котором находится беличья клетка и уложенные в ее пазы обмотки. Короткозамкнутый ротор представляет собой монолитный блок из ферромагнитного материала. Ротор предназначен для вращения внутри электромотора за счет воздействия электромагнитных сил.
  • Борна – клеммная коробка предназначена для подключения кабеля электрического питания, позволяет изменить схему соединения обмоток.
Оцените статью