Основными задачами диагностики применительно к автомобилям являются:
- выявление автомобилей (из числа эксплуатируемых), техническое состояние которых не соответствует требованиям безопасности движения и охраны окружающей среды
- определение неисправностей, для устранения которых необходимы регулировочные либо ремонтные работы (если для устранения неисправности требуются большие затраты рабочего времени, то такие работы выполняются перед техническим обслуживанием (ТО)
- выявление или уточнение перед текущим ремонтом (ТР) причин отказа или неисправности
- контроль качества ТО и ТР
- прогнозирование ресурса исправной работы узлов, агрегатов и автомобилей в целом
- сбор, обработка и выдача информации, необходимой для управления производством
- установление в отдельных случаях технического состояния автомобиля, в котором он находился в прошлом, например перед аварией (техническая генетика)
Диагностирование является более совершенной формой проведения контрольных работ. От традиционных контрольных осмотров, выполняемых на автотранспортных предприятиях (АТП) в основном субъективными методами с привлечением в качестве экспертов наиболее квалифицированных механиков и ремонтных рабочих, диагностирование отличается:
- во-первых, объективностью и достоверностью оценки технического состояния автомобиля, что достигается применением инструментальных методов проверки
- во-вторых, возможностью определения выходных параметров (параметров эффективности) агрегатов и систем автомобиля (мощности, топливной экономичности, тормозных качеств и т.д.)
- в-третьих, наличием условий для повышения надежности и организованности ТО и ремонта автомобилей за счет более эффективного оперативного управления
Возникновение потребности в объективной и достоверной информации, получаемой инструментальными методами контроля, объясняется действием на автомобильном транспорте двух важных факторов — усложнения автомобильной техники и стремления обеспечить поддержание работоспособности автомобилей в условиях низкой обеспеченности квалифицированными кадрами.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
- Субъективные методы
- Объективные методы
Методы диагностирования автотранспортных средств подразделяются на субъективные и объективные. В основе субъективных методов лежат способы определения технического состояния автомобиля по выходным параметрам динамических процессов. Однако получение, анализ информации, а также принятие решения о техническом состоянии производятся с помощью органов чувств человека, что, естественно, имеет достаточно высокую погрешность.
Субъективные методы
Наибольшее распространение получили следующие субъективные методы:
- визуальный
- прослушивание работы механизма
- ощупывание механизма
- заключение о техническом состоянии на основании логического мышления
Визуальный метод дает возможность обнаружить, например, следующие неисправности:
- нарушение уплотнений, трещины, дефекты трубопроводов, соединительных шлангов и т.п. — по течи топлива, масла, эксплуатационных жидкостей
- неполное сгорание топлива — по дымлению из выхлопной трубы
- подтекание форсунок — по повышению уровня масла в поддоне картера двигателя и т.д.
Прослушивание работы механизма позволяет обнаружить следующие неисправности:
- увеличенный зазор между клапанами и коромыслами механизма газораспределения — по стукам в зоне клапанного механизма
- повышенный износ шатунных и коренных подшипников — по стукам в соответствующих зонах кривошипно-шатунного механизма при изменении частоты вращения коленчатого вала
- чрезмерное опережение или запаздывание впрыска топлива — по характеру звука выхлопа (при раннем впрыске — «жесткая работа», при позднем — «мягкая»)
- неисправности сцепления автомобиля — по шуму и стукам при переключении передачи и др.
Методом ощупывания механизма можно определить такие неисправности:
- ослабление креплений — по относительному перемещению деталей
- неисправности отдельных трущихся механизмов и деталей — по чрезмерному их нагреву
- неисправности рулевого механизма — по толчкам на рулевом колесе и др.
На основании логического мышления можно сделать заключение о следующих неисправностях:
- топливной аппаратуры — затруднен пуск двигателя
- системы охлаждения — двигатель перегревается и др.
Диагностика решает задачи трех типов по определению состояния объектов диагностирования:
- к первому типу относятся задачи по определению состояния, в котором находится объект в настоящий момент (диагноз — от гр. diágnosis — распознавание, определение)
- ко второму — задачи по предсказанию состояния, в котором окажется объект в некоторый будущий момент (прогноз — от гр. prognosis — предвидение, предсказание)
- к третьему — задачи по определению состояния, в котором находился объект в некоторый момент в прошлом (генезис — от гр. génesis — происхождение, возникновение).
Задачи первого типа относят к технической диагностике, второго — к технической прогностике (или, как чаще говорят, к техническому прогнозированию), третьего — к технической генетике.
Список литературы
- Милов В.Р., Шалашов И.В., Крюков О.В. Процедуры прогнозирования и принятия решений системе технического обслуживания и ремонта//Автоматизация в промышленности. 2010. №8. С. 47–49.
- Крюков О.В. Энергоэффективные электроприводы ГПА на базе интеллектуальных систем управления и мониторинга//Дис. д-ра техн. наук. М.: АО «Корпорация ВНИИЭМ». 2015.
- Kiyanov N.V., Kryukov O.V., Pribytkov D.N., Gorbatushkov A.V. A Concept for the development of invariant automated electric drives for the water recycling systems with fan cooling towers//Russian Electrical Engineering. 2007. T. 78. №11. C. 621–627.
- Крюков О.В. Синтез и анализ электроприводных агрегатов компрессорных станций при стохастических возмущениях//Электротехника. 2013. №3. С. 22–27.
- Крюков О.В., Титов В.Г. Анализ пусковых режимов электро-приводных газоперекачивающих агрегатов//Изв. вузов: Электромеханика. 2012. №3. С. 29–35.
- Крюков О.В., Краснов Д.В. Перспективы применения преобразователей частоты для регулирования производительности электроприводных ГПА//Газовая промышленность. 2014. №6 (707). С. 86–89.
- Крюков О.В., Серебряков А.В. Методы синтеза встроенных систем прогнозирования технического состояния высоковольтных двигателей//В сб.: Состояние и перспективы развития электро- и теплотехнологии. Материалы МНТК: XVIII Бенардосовские чтения. Иваново, 2015. С. 69– 73.
- Петров Н.Г., Долганов М.Л., Запевалов Д.Н. Развитие отраслевого комплекса нормативных документов «Защита от коррозии»//Территория Нефтегаз. 2009. №12. – С. 38– 39.
- Запевалов Д.Н., Маянц Ю.А., Елфимов А.В. Актуальные вопросы совершенствования нормативной документации для объектов нефтегазового комплекса//Научно-технический вестник ОАО «НК «Роснефть»». 2016. №2. С. 90– 93.
- Васенин А.Б., Крюков О.В., Серебряков А.В., Плехов А.С. АСУ систем электроснабжения на принципах Smart Grid для объектов магистральных газопроводов//Автоматизация в промышленности. 2012. №4. С. 36– 38.
- Нефедов С.В., Запевалов Д.Н. Система оценки и прогноза коррозионного состояния магистральных газопроводов//Газовая промышленность. 2008. №7. С. 69– 73.
- Петров Н.Г., Долганов М.Л., Запевалов Д.Н. О методах оценки реальной защищенности магистральных трубопроводов в экстремальных условиях//Коррозия: материалы, защита. 2008. №3. С. 42– 47.
- Кривдин А.Ю., Лисин В.Н., Запевалов Д.Н. Алгоритм оценки коррозионного состояния МГ и оптимизации работы средств ЭХЗ//Газовая промышленность. 2003. №11. С. 94–96.
- Запевалов Д.Н., Копьев И.Ю. Оценка внешних коррозионных воздействий при прогнозе технического состояния магистральных газопроводов//Наука и техника в газовой промышленности. 2012. №4 (52). С. 91–99.
- Ашарин С.Н., Сирота Д.С., Запевалов Д.Н. Оценка степени влияния свойств электролита и механического состояния СТ.3 на ее коррозионное поведение в диапазоне концентраций NaCl от 0,3 до 3%//Трубопроводный транспорт: теория и практика. 2016. №3 (55). С. 21– 24.
- Запевалов Д.Н. Повышение эффективности систем защиты от коррозии подземных магистральных газопроводов//Газовая промышленность. 2015. №S (724). С. 67– 70.
- Алимов С.В., Петров Н.Г., Запевалов Д.Н. Электроизолирующее соединение для защиты трубопроводов от коррозии с учетом новых требований ОАО «Газпром»//Газовая промышленность. 2010. №11. С. 72–76.
- Ашарин С.Н., Сирота Д.С., Запевалов Д.Н. Контроль коррозионного состояния и состояния защитных покрытий трубопроводов с многослойными и утяжеленными покрытиями//Трубопроводный транспорт: теория и практика. 2016. №2 (54). С. 5– 9.
- Мещеряков В.Н., Хабибуллин М.М. Компенсация гармонических искажений и реактивной мощности в однофазных электрических сетях посредством параллельного активного фильтра на базе релейного регулятора тока//Изв. вузов: Электромеханика. 2013. №4. С. 54– 57.
- Мещеряков В.Н., Федоров В.В. Асинхронно-вентильный каскад инвертором в цепи статора и общим звеном постоянного тока//Изв. вузов. Электромеханика. 1998. №6. С. 47–51.
- Степанов С.Е., Крюков О.В., Плехов А.С. Принципы автоматического управления возбуждением синхронных машин газокомпрессорных станций//Автоматизация в промышленности. 2010. №6. С. 29–31.
- Крюков О.В. Регулирование производительности электроприводных газоперекачивающих агрегатов преобразователями частоты//Компрессорная техника и пневматика. 2013. №3. С. 21.
- Серебряков А.В., Крюков О.В. Универсальная система мониторинга электродвигателей газоперекачивающих агрегатов//Изв. вузов: Электромеханика. 2016. №4 (546). С. 74–81.
Методы диагностирования по характеру измерения параметров
- Прямые методы основаны на измерении структурных параметров технического состояния непосредственно прямым измерением (размер детали, зазор в подшипниках, прогиб ремня привода вентилятора и т.д.)
- Косвенные методы основаны на определении структурных параметров состояния составных частей по косвенным (диагностическим) параметрам при установке диагностического устройства без разборки машины. Этими методами определяются физические величины, характеризующие техническое состояние механизмов и систем машины: давление масла, расход газа (топлива, масла), параметры вибрации, ускорение при разгоне двигателя и др.
Техническое диагностирование при эксплуатации машин приурочивается к соответствующему виду технического обслуживания. Это позволяет снизить трудоемкость выполнения операций технического обслуживания, повысить их эффективность и обеспечить безотказность работы объекта до следующего контроля и обслуживания.
Результаты диагностирования заносят в специальную карту, в которой год и дату поступления техники считают от последнего капитального ремонта (или от начала эксплуатации для новых автомобилей). Наработку от начала эксплуатации ставят в том случае, если автомобиль не подвергался капитальному ремонту. В заключение указывают вид ремонта основных агрегатов, либо автомобиля в целом, или же остаточный ресурс и номер очередного технического обслуживания.
Основным источником достоверной информации о техническом состоянии каждого отдельно взятого автотранспортного средства является технический контроль, включающий осмотр и инструментальное диагностирование.
В соответствии с принятой терминологией под техническим контролем в сфере производства понимается проверка соответствия продукции установленным техническим требованиям (соответствие технического состояния автотранспортного средства нормативно-технической документации и законодательным нормам).
Техническая диагностика — отрасль знаний, изучающая и устанавливающая признаки неисправностей составных частей объектов, разрабатывающая методы и средства, с помощью которых дается заключение (ставится диагноз) о техническом состоянии объектов диагностирования, а также принципах построения и организации использования систем диагностирования.
Техническое состояние — совокупность подверженных изменению в процессе производства или эксплуатации свойств объекта, характеризуемая в определенный момент признаками и параметрами состояния, установленными технической документацией на этот объект.
Объект диагностирования — изделие (транспортное средство) и его составляющие, подвергаемые диагностированию.
Техническое диагностирование — процесс определения технического состояния объекта диагностирования с требуемой точностью.
Результатом диагностирования является диагноз — заключение о техническом состоянии объекта с указанием при необходимости места, вида и причины дефекта.
Средства и объекты диагностирования, подготовленные к проверке параметров состояния или осуществляющие ее по правилам, установленным соответствующей документацией, называются системой технического диагностирования. Таким образом, различают понятие диагностики как отрасли знаний и как области практической деятельности. В первом случае используется термин «техническая диагностика», во втором — «техническое диагностирование».
Важнейшее требование к диагностированию — возможность оценки состояния объекта без его разборки.
Термины и определения
Оборудование – собирательный термин, который включает в себя машины, агрегаты, механизмы, узлы, а также аппараты, колонны, установки, технологические линии, электротехнические и теплотехнические объекты, сети, технологические и обвязочные трубопроводы и другие устройства, используемые при производстве продукции и выполняющие те или иные технологические функции. Примеры оборудования: энергетическое, механическое, электрическое, химическое, машиностроительное.
Термин «агрегат» имеет два прочтения:
- Агрегат – это структурная единица, которая выполняет замкнутый цикл в общей постановке задачи. Для металлургических предприятий это совокупность машин, механизмов, устройств и сооружений, связанных единым технологическим процессом. Примеры: доменная печь, электросталеплавильная печь, установка «печь-ковш», прокатный стан и др.
- Агрегат – сборочная единица, обладающая свойствами полной взаимозаменяемости, независимой сборки и самостоятельного выполнения определенной функции в изделиях различного назначения, например фурма конвертера, электродвигатель, редуктор, насос и др..
Машина – комплекс механизмов, предназначенный для выполнения полезной работы, связанной с процессом производства, транспортировки, преобразования энергии или информации. Примеры: машина для вскрытия чугунной летки, разливочный кран и др.
Механизм – система кинематически связанных узлов и деталей, предназначенная для преобразования вида движения. Примеры: редуктор, кривошипно-шатунный механизм, винтовая передача и др.
Узел – изделие, составные части которого соединяют между собой на предприятии-изготовителе. Это сборочная единица, собираемая отдельно от других составных частей изделия или изделия в целом, способная выполнять определенную функцию в изделиях одного назначения только совместно с другими составными частями. Термин соответствует агрегату как части механического оборудования, включая разъёмное или неразъёмное соединение нескольких деталей. Примеры: подшипник, узел барабана, ролик конвейера и др.
Деталь – изделие, изготовленное из материала одной марки без применения сборочных операций. Это изделие, изготовленное как одно целое, разделение которого на части невозможно без повреждения. Примеры: вал, гайка, болт, лопатка, зубчатое колесо и др.
Виды диагностирования при ремонте автомобиля
- предремонтное
- послеремонтное
Диагностирование перед ремонтом, в технической литературе называемое предремонтным, проводится непосредственно в хозяйствах, использмощих технику, или на станциях технического обслуживания.
Диагностирование после ремонта, называемое послеремонтным, выполняется на ремонтных предприятиях с целью оценки качества ремонта и значения восстановленного pecуpca.
Методы диагностирования подразделяются на субъективные (органолептические) и объективные (инструментальные). К субъективным методам диагностирования относятся:
- внешний осмотр
- прослушивание
- остукиванне
- проверка осязанием и обонянием
Внешним осмотром определяют состояние уплотнений, течь топлива, масла, электролита, повреждение наружных деталей; прослушиванием — стуки, шумы и другие звуки, отличающиеся от нормальных рабочих; остукиванием — резьбовые, заклепочные, шпоночные и сварочные соединения; осязанием — места нагрева деталей, вибрацию, биение, вязкость жидкости; обонянием — состояние муфты сцепления по характерному запаху, течь бензина и т.п.
Для установления количественных изменений параметров технического состояния машины проводят объективное диагностирование, т.е. с помощью специального оборудования и приборов. Технические средства могут быть встроены в машину или подсоединены к ней. К встроенным относятся датчики, сигнальные лампочки, счетчик наработки, сигнализатор засоренности фильтра и др. К подсоединяемым — стенды, приборы, приспособления и т.п.
Общие сведения
В системе технического диагностирования локомотивов используются методы, средства, системы и технологические приемы диагностики, базирующиеся на ряде понятий и определений, установленных государственными стандартами. Диагностирование — процесс установления признаков, характеризующих техническое состояние объекта — локомотива, дизель-поезда и др., а также любого элемента, по внешним признакам или параметрам с определенной точностью указания места, вида и причин дефекта, если таковой обнаружен. Применяется статистический, или инструментальный метод диагностирования, основанный на физических, механических, химических и других явлениях, положенных в основу информации о состоянии объекта. Средствами диагностирования являются измерительные приборы, пульты, стенды и другие технические устройства. Последовательность и способы применения методов и средств диагностирования составляют технологию диагностирования. Система технического диагностирования — совокупность объектов, методов и средств, а также исполнителей, позволяющая осуществить диагностирование по правилам, установленным соответствующей документацией; является обязательной составной частью системы планово-предупредительных ремонтов локомотивов. Задачей системы технического диагностирования локомотивов является проверка исправности, работоспособности, правильного функционирования, поиск дефектов. Диагностирование проводится при испытании и наладке локомотивов в процессе производства; при техническом обслуживании в процессе эксплуатации; при ремонтах локомотивов. Выбор вида системы диагностирования осуществляется на основании технико-экономических расчетов и технических требований, отражающих специфику процесса диагностирования локомотивов при их производстве, эксплуатации и ремонте.
Накопление знаний о методах объективного контроля за состоянием деталей и сборочных единиц, гарантирующего их безотказную работу за определенный срок службы, неизбежно ведет к качественному изменению системы ремонта, целесообразному сочетанию принципов планово-предупредительного ремонта, определяющего плановые начала организации ремонта, с ремонтом по фактическому состоянию. Внедрение методов ремонта по фактическому состоянию связано
с усовершенствованием методики и созданием средств технической диагностики.
Практикой определены следующие виды технической диагностики локомотивов: по назначению — техническая диагностика может быть специализированной и совмещенной с плановыми обслуживаниями и ремонтами (имеется в виду проведение отдельных обследований и комплексная оценка состояния при плановых ремонтах); по технологическому оборудованию — диагностика проводится специализированными устройствами или основными приборами; по режиму проведения —
плановая диагностика или по потребности; по месту в системе технического обслуживания — на поточной линии комплексной технической диагностики при определении состояния или заключительная проверка после выполненного ремонта; по типу применяемых средств диагностирования — на стационарных пунктах,
с помощью бортовых систем, переносными средствами. Для получения информации о состоянии той или иной части элементов или протекающих процессах может изучаться любая часть этих элементов. Тепловоз, например, имеет несколько параметров, характеризующих качество его функционирования. Такими параметрами в первую очередь являются мощность при установленной частоте вращения коленчатого вала и экономичность. Поэтому диагностирование начинают с контроля именно этих функциональных параметров. В случае отклонения функционального параметра от нормального значения необходимо проконтролировать функциональные параметры его подсистем и оценить их техническое состояние.
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ЭКВИВАЛЕНТОВ ТЕРМИНОВ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Таблица 3
Термин |
Номер термина |
Algorythm of technical diagnosis |
18 |
Automatic test equipment |
27 |
Automatic test system |
17 |
2 uilt-in* test equipment |
22 |
Computer-aided test equipment |
26 |
Computer-aided test system |
16 |
Controllability |
14 |
Diagnosability of an object |
14 |
Diagnosability provision |
19 |
Diagnostic model |
20 |
External test equipment |
23 |
General purpose test equipment |
25 |
Special purpose test equipment |
24 |
Technical diagnosis |
4,9 |
Technical diagnosis equipment |
13 |
Technical diagnostics |
3 |
Technical state inspection |
5 |
Technical state of an object |
2 |
Technical state prediction |
8 |
Test parameter |
21 |
Test station |
23 |
Test system |
15 |
Testing |
11 |
Unit under test |
1 |
________________* Текст документа соответствует оригиналу. Вероятно должно быть Built-in. — Примечание изготовителя базы данных.
4. Пояснения к ряду терминов, установленных настоящим стандартом, даны в приложении.
5. Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткая форма — светлым.