ВВЕДЕНИЕ
Нельзя не оценить положительно ориентацию на инновационные технические решения в электросетевом комплексе, заложенную в современную техническую политику ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «Россети». В той части соответствующих документов, которая касается сооружения новых и реконструкции существующих воздушных линий (ВЛ), прогрессивные решения направлены прежде всего на увеличение их пропускной способности .
Конечно, при этом не следует забывать и о необходимости обеспечения требуемой степени надёжности электроснабжения потребителей, а также об экономической эффективности таких решений. Одно из них состоит в использовании нетрадиционных типов проводов , позволяющих достигнуть повышения в 1,6-3 раза длительно допустимой по условиям их нагрева передаваемой по ВЛ мощности за счёт увеличенной рабочей температуры провода. За такими проводами в современной технической литературе закрепилось название «высокотемпературные» (ВТП), хотя сами по себе эти температуры не слишком высоки — не более 250°С. Просто они отличаются в большую сторону от рабочих температур для традиционных сталеалюминиевых проводов марки АС .
Ещё одно инновационное решение, частично использующее предыдущее, состоит в применении проводов, относящихся к категории HTLS (High Temperature Low Sag), то есть высокотемпературных проводов с малой стрелой провеса .
Номенклатура проводов новых конструкций, выпускаемых зарубежными компаниями 3M, Nexans, General Cable, J-Power Systems, VISCAS, Southwire, СТС Global, Lumpi-Berndorf и др., а также отечественными заводами — ОАО «Кирскабель», ООО «ЭМ-КАБЕЛЬ», достаточно разнообразна и насчитывает вместе с модификациями около двух десятков наименований . К сожалению, проектировщику, перед которым стоит задача выбора марки провода, адекватной исходным техническим условиям, не просто сориентироваться в обилии публикаций (см. литературу), почти в каждой из них производитель соответствующей марки провода рекламирует свою продукцию. А что говорить о студентах, изучающих дисциплину «Конструкции воздушных линий электропередачи»? Ведь сегодня нет ни одного учебного и справочного пособия, систематизированно излагающего тему «Современные провода ВЛ».
Умные ИКЗ без внешнего питания
Самая совершенная модель на сегодняшний день – это Smart Navigator 2.0MV (до 46кВ) и HV (до 220кВ).
Помимо тока они отслеживают и реагируют на напряжение. По ним можно однозначно сказать в какой стороне от них находится КЗ.
Но самое главное, ИКЗ нового поколения имеют встроенную связь WAN. То есть, теперь на опоре вам не придется монтировать никаких дополнительных коробочек и подводить туда питание.
Комплект состоит из 3-х штук. Один ИКЗ выступает в качестве “мастера”, два других – сателлиты.
В мастере как раз и вмонтирован GSM модуль с SIM картой. Питание устройства осуществляется от эл.магнитного поля самой ВЛ.
Однако помимо преимуществ это накладывает и определенные ограничения. Для стабильной работы прибора ток в линии должен быть не менее 5А!
Ток срабатывания Smart Navigator 2.0 выбирается исходя из двух вариантов:
фиксированные значения до 200А
4-х кратный ток нагрузки от номинального за последние 72 часа
Сброс моргающих светодиодов можно осуществлять дистанционно через IHost, Scada, или локально через USB модем и ноутбук.
https://youtube.com/watch?v=cnHm074aJyM%3F
Источники — Дни решений, Связькомплект
Самонесущие изолированные провода: надежность, качество и безопасность
Задачу поддержания технического состояния сетей на современном уровне невозможно решить без применения на ВЛ новых, более совершенных конструкций и технологий. Взамен традиционных конструктивных исполнений с неизолированными проводами, которые обладают высокой аварийностью, низкой надежностью получили линии с изолированными проводами (СИП).
Основу воздушной линии с изолированными проводами (ВЛИ) составляют изолированные фазные провода, скрученные в жгут вокруг изолированного или неизолированного нулевого несущего провода (СИП), при этом все механические воздействия на провода воспринимаются несущим проводом.
По сравнению с неизолированными проводами СИП имеют большие преимущества:
- возможность совместной подвески на опорах с телефонными линиями;
- возможность применения опор действующих типовых проектов и опор меньшей высоты (согласно ПУЭ подвеска СИП разрешена на высоте 4 м, а неизолированных проводов на высоте 6 м);
- сокращение эксплуатационных расходов за счет исключения систематической расчистки трасс, замены поврежденных изоляторов, сокращения объемов аварийно-восстановительных работ;
- высокая безопасность обслуживания, отсутствие риска поражения током при касании проводов, находящихся под напряжением;
- практическая невозможность короткого замыкания между фазными проводами и нулевым проводом или на землю;
- меньший вес и большая длительность налипания снега, повышенная надежность в зонах интенсивного гололедообразования, уменьшение не менее, чем на 30% гололедноветровых нагрузок на опоры;
- снижение падения напряжения вследствие малого реактивного сопротивления (0,1 Ом/км по сравнению с 0,35 Ом/км для неизолированных проводов);
- возможность прокладки по фасадам зданий;
- исключение опасности возникновения пожаров в случае падения проводов на землю;
- уменьшение безопасных расстояний до зданий и других инженерных сооружений;
- возможность совместной подвески на одной опоре самонесущих изолированных проводов 0,4/10 кВ и самонесущего изолированного кабеля на напряжение 10-35 кВ;
- использование этих проводов практически исключает хищения: как электроэнергии, так и самих проводов.
Виды индикаторов короткого замыкания
Типы индикаторов ИКЗ для ВЛ-6-10-35-110кв рассмотрим на примере ведущего производителя Horstmann (Германия).
У них очень хорошо представлена вся линейка от простейших моделей только с визуальной индикацией (подошел ножками – посмотрел), до умных экземпляров с передачей данных и записью в память самых важных параметров.
Сводная таблица по всем разновидностям представлена ниже.
Самым простым является индикатор Navigator-LM (до 46кВ).
Такое “странное” напряжение (46кВ) обусловлено необходимостью обеспечить универсальность датчиков для систем эл.снабжения в разных странах.
Датчик обладает только локальной индикацией (без возможности удаленной передачи данных). Что называется, подошел – посмотрел.
Внутри корпуса находятся светодиоды, которые при протекании через прибор тока КЗ и его сработке, начинают моргать с заданной периодичностью.
Одиночное мигание – одно КЗ. При неуспешном АПВ – двойное мигание. Светодиоды хорошо видно даже в яркий солнечный день.
Заявленная видимость – до 50м (ночью до 150м). Такое свечение можно легко увидеть даже не выходя из машины.
Сравните это с двумя еле различимыми лампочками в американских Fault Indicators.
Сброс сработавшего состояния может происходить:
вручную
через заданный промежуток времени после КЗ
при восстановлении тока нагрузки
при восстановлении напряжения (подали U на ЛЭП без подключения самих потребителей)
Для высокого напряжения 110кв есть разновидность HV (рассчитаны до 161кВ).
Корпус ИКЗ выполнен из полиамида устойчивого к ультрафиолету. Все металлические детали из нержавейки.
Механизм крепления к проводу у всех моделей очень надежный и проверяется производителем в аэродинамической трубе на скорости воздуха 200км/ч.
То есть, индикатор не сползет в середину пролета при большом уклоне и вибрации проводов.
Минимальный диаметр провода на который можно “насадить” ИКЗ начинается от 4-8мм (в зависимости от модели). То есть, на проводе АС-35 (d-8,4мм), не говоря уже про АС-50 (d-9,6мм) и выше, индикатор будет сидеть как влитой.
Класс защиты IP68. Температура эксплуатации от -40С до +85С. Ограничение температуры вызвано наличием батарейки внутри корпуса.
Сам полиамид выдерживает конечно и большие температуры, а вот батарейка нет. По поводу замены аккумулятора не переживайте, срок его службы – около 20лет.
Замена АКБ элементарная. Сбоку откручивается крышечка, достается аккумулятор и ставится новый. Состояние заряда постоянно контролируется.
Вообще световая индикация гораздо надежнее всяких ИКЗ с роторно-поворотным механизмом.
Никогда точно не знаешь, в рабочем они состоянии или что-то у них заклинило или примерзло в наших суровых зимних условиях.
Светодиоды запрятаны в прозрачную полусферу из поликарбоната, также устойчивого к УФ. С годами он не потускнеет.
Данный индикатор срабатывает по токовой характеристике. Есть три варианта настройки:
200А-100мс
200А-200мс
100А-100мс
Для каждой конкретной линии вы сами рассчитываете, заказываете и выбираете те или иные параметры.
Современные микропроцессорные устройства АПВ
Микропроцессорные устройства МУРЗ занимают освобождающиеся ниши традиционных электромеханических и полупроводниковых устройств. У этих устройств также имеются множество недостатков, которые хотя и привели к ослаблению надежности электросетей вследствие утраты и замены традиционных релейных устройств, благодаря своему постоянно растущему усовершенствованию занимают все более основательное место по защите электрообъектов.
Рис. №4. Устройство УЗА-10 РС – устройство релейной защиты, автоматики и управления присоединений.
Современные микропроцессорные устройства, призванные заменить обычную релейную защиту, предназначены для новых и подвергаемых реконструкции подстанций. Они адаптируются со всеми видами высоковольтных выключателей, работают с различными приводными механизмами. УЗА-10 РС11 монтируется в релейных шкафах распределительных устройств с питанием от трансформаторов тока и от цепей питающего оперативного напряжения. Микропроцессорные блоки выполняют функцию однократного АПВ. Имеют светодиодную индикацию, показывающую действие защит и функцию автоматики устройства. Замена электромеханических и полупроводниковых реле на новые современные микропроцессорные устройства не требует существенных изменений и реконструкции в существующих цепях управления и автоматики. Для проверки устройств не нужны специализированные установки.
Рис. №5. Таблица выполняемых функций микропроцессорным устройством
Функциональные блоки микропроцессорных устройств отличаются четким разграничением задач и ограничиваются исключительно функциями релейной защиты, этим достигается увеличение степени надежности для создания новой концепции построения релейной защиты.
Пишите комментарии,дополнения к статье, может я что-то пропустил. Загляните на карту сайта, буду рад если вы найдете на моем сайте еще что-нибудь полезное.
Устройство АПВ – конструкция
Рис. №3.Схема однократного АПВ воздушной линии (ВЛ)
Оперативный ток в линии подается при помощи токового реле КА, оно включается в линию посредством тр-ра тока ТА. При возникновении (КЗ) короткого замыкания в линии электропередач катушка реле возбуждается, релейные контакты КА:1 в электрической цепи 1 замыкаются, на электромагнит отключения YAT приходит питающее напряжение и происходит срабатывание выключателя Q, линия отключается. Происходит замыкание блок-контактов Q:3 в цепи 4, на указательное реле KH приходит питающее напряжение, оно замыкает свою контактную систему в цепи 2 и поступает на включающий выключатель электромагнит YAC.
Происходит размыкание его блок-контактов Q:3 и осуществляется замыкание Q:2. На катушку промежуточного реле KL приходит питающее напряжение, его контакты KL:1 самозапитываются, а контакты KL:2 производят разрыв цепи питания отключающего электромагнита YAC.
Это действие осуществляется для того, чтобы при включении линии на устойчивое КЗ (короткое замыкание), линия была отключена защитой, и произошло предупреждение повторного включения высоковольтного выключателя нагрузки. Для введения в работу схемы однократного АПВ в изначальное (исходное) положение требуется кнопкой SBT осуществить разрыв цепи питания катушки промежуточного реле KL.
Умный ИКЗ с передачей данных
Для удаленного мониторинга используется умный ИКЗ – Smart Navigator.
Он реагирует на повреждение не только фаза-фаза, как все предыдущие, но и на фаза-ноль. То есть, однофазные замыкания на землю.
Правда зафиксировать однофазное КЗ в сетях с изолированной нейтралью вы сможете не на опоре, где висит датчик, а на удаленном рабочем столе.
Информация с прибора передается в виде отчетов в Scada или систему IHost.
Благодаря Web интерфейсу IHost, все данные можно элементарно контролировать на обычном смартфоне или веб браузере.
Фактически получается, что всю систему электроснабжения в режиме реального времени можно засунуть в карман пиджака. А в случае аварийного отключения тут же получать оповещение в виде SMS или сообщения на почту.
Помимо срабатывания при аварии, в нормальном режиме идет непрерывный мониторинг нескольких параметров ВЛ:
средний, пиковый и минимальный ток нагрузки
в отчетах отображается температура окружающей среды
и температура самого проводника, на котором висит ИКЗ
Последнее очень важно при плавке гололеда на проводах ВЛ высокого напряжения. Опция доступна в модификации HV за счет встроенного датчика t
Как подобрать правильный ток срабатывания индикатора? Smart Navigator в отличие от предыдущих моделей сам может подстраиваться под действующую нагрузку ВЛ.
Если на линии I<20А, то срабатывание произойдет по фиксированному значению уставки в 50А,100А или 200А. А вот если ток в линии был более 20А, то ИКЗ сработает при 4-х кратном превышении среднего значения за последние 72 часа.
Для передачи информации помимо индикаторов понадобится дополнительное оборудование Smart Reporter. Оно размещается в отдельном шкафу на опоре чуть ниже проводов.
Вообще максимальное расстояние от подобного блока до самых дальних ИКЗ не должно превышать 30м.
Вся информация по радиосигналу от датчиков передается в блок. Там через GSM модуль со встроенной SIM картой все данные сбрасываются либо в систему IHost, либо в SCAD.
На один такой блок или одну симку можно подключить до 4-х комплектов ИКЗ. Это в первую очередь касается опор с отпайками в разные стороны.
Главный недостаток всей этой конструкции – необходимость во внешнем питании.
Именно поэтому для таких комплектов на этой же опоре приходится монтировать солнечные батареи.
Удаленность защитной зоны линии электропередачи
Ее отступ в каждую сторону зависит от номинального класса напряжения (проектного). Например, охранная зона ЛЭП 10 кВ составляет 10 метров (за некоторыми исключениями).
Линии электропередачи
Данное расстояние определяется стандартом, принятым на основании исследований особенностей того или иного напряжения. Эта дистанция отмеряется в каждую сторону от линии. Получается, что такая зона ЛЭП выражена тоже в виде линии, но охватывающей и сами сооружения, и немного территории рядом.
В таблице ниже представлены установленные по документам расстояния в каждую сторону от электролиний для различных классов напряжения. Эти правила насчет зоны ЛЭП соответствуют СНиП, СанПиН и ПУЭ и обязательны к соблюдению
Так что прежде чем затевать вблизи от нее какую-либо стройку, важно удостовериться, что это не противоречит законодательству
Класс напряжения | Расстояние |
До 1 кВ | 2 м |
От 1 до 20 кВ | 10 м |
35 кВ | 15 м |
110 кВ | 20 м |
150 кВ, 160 кВ, 220 кВ | 25 м |
От 300 до 500 кВ | 30 м |
750 кВ | 40 м |
1150 кВ | 55 м |
Важно учесть, что если линия относится к классу напряжения 1 кВ, 10 кВ или 20 киловольт, на то, сколько метров в каждую сторону требуется отступить, влияет тип линии и где таковая размещена. Вот почему иногда при классе напряжения 1 киловольт, 10 кВ или 20 кВ хватит и 5 метров
А именно, когда это линии с изолированными или самонесущими проводами, которые локализуются в границах населенных пунктов
Вот почему иногда при классе напряжения 1 киловольт, 10 кВ или 20 кВ хватит и 5 метров. А именно, когда это линии с изолированными или самонесущими проводами, которые локализуются в границах населенных пунктов.
Однако этот аспект относится только к данному классу напряжения. Например, если это 6 кВ или 10 кВ. Охранная зона ЛЭП 110 кВ не имеет никаких исключений и соблюдается одинаково вне зависимости от каких-то внешних факторов. Даже охранная зона при уровне напряжения 35 кВ.
Схема охранных территорий различных линий
Касаются они и ЛЭП в 110 кВ, и в 1 киловольт. Согласно СанПиН рабочему может разрешаться нахождение в охранной зоне, если присутствует допуск. Правила особо не изменились с 2020 года.
Важно соблюдать любые охранные зоны линий электропередач. Это необходимая безопасность
Даже если это охранная зона ЛЭП 35 кВ или того меньше.
Иначе возможен не только штраф, но и более серьезные последствия. Ведь ограничение доступа к зоне ЛЭП иногда влечет трагические события.
Электролинии
Ориентировочно определить класс напряжения возможно даже на картинке, фото или видео, по количеству изоляторов на гирлянде:
- 10 киловольт – 1.
- 35 киловольт – 3–5.
- 110 киловольт – 6, 7, 8.
- 220 киловольт – 10–15.
Но в идеале, конечно, лучше так не делать
Важно выяснить из документации, каков точно класс напряжения ЛЭП. От этого будет зависеть разрешенное расстояние до тех или иных объектов, то есть охранная зона электролиний
И тогда никто не сможет придраться в случае чего.
Кстати, если изоляторы маленькие, значит, вполне возможно, тут действует охранная зона ВЛ 0.4 кВ. ВЛ – означает «воздушная линия». Также возможно определить, что это за тип ЛЭП и какая тут охранная зона, по опорам.
Для 4–6–10 (ВЛ-4 (4 кВ), ВЛ-6 (6 кВ), ВЛ-10 (10 кВ)) ограничения более жесткие, чем для 0.4 и 0.6 кВ. Но и для самых слабых линий всегда присутствует охранная зона. Ведь даже в этих ЛЭП напряжение очень высоко, и для человека оно может стать смертельным. Также присутствует некоторый риск возгорания различных объектов при аварии.
Безопасное расстояние до проводов ЛЭП
Важно понимать, что защитная зона ЛЭП четко регламентирована. Да, возможно часто встретить случаи, когда она не соблюдается грубейшим образом
Однако в любой момент, в случае обнаружения нарушения надзорными органами, возможно привлечение к ответственности нарушителей.
Требования к АПВ согласно правилам эксплуатации и практики
- АПВ должно обеспечить действие защиты в ускоренном порядке до своего срабатывания и после.
- При срабатывании АПВ устройство должно автоматически вернуться в изначально готовое положение (примечание не всегда, особенно на старых МВ 6-10 кВ польского производства не работает МУН, а также типов ВМГ-133 и ВМП-10, поэтому после неуспешного срабатывания однократного АПВ фидера, бригада ОВБ, выезжающая на место неисправности и после ее устранения, после введения объекта в работу должна проследить готовность МВ к последующему срабатыванию, и при невозможном автоматическом возврате устройства, сделать готовность, вручную).
- Запрет АПВ при срабатывании некоторых видов релейных защит и автоматики, например, дифференциальной и газовой зашиты трансформатора. При срабатывании защит силовых электродвигателей ключ АПВ должен быть выведен в отключенное положение.
- При отключении высоковольтного выключателя ключом вручную по телеуправлению и при оперативном выключении, дистанционно, в случае КЗ, АПВ выводится из работы.
- АПВ блокируется от многократных включений, предупреждая устойчивое КЗ, а также при неисправностях в самом устройстве АПВ.
- При плановом и оперативном переключении и выводе в ремонт отходящего фидера ВЛ и КЛ ключ АПВ выводится в положении выключено, чтобы не было ложного повторного включении выключателя.
Типы АПВ
Устройство автоматического включения подразделяется на несколько основных типов:
- АПВ на переменном оперативном токе. В конструкции предусмотрены различные группы вспомогательных контактов, которые завязаны в схему с определенными деталями и узлами, отвечающими за безотказную работу привода выключателя. Подразделяются на три контактных группы: 1 группа отвечает за работу механизма натяжения пружин включения, переключения контактной группы происходят изменения натяжения пружины. 2 –отвечает за работу вала привода выключателя и срабатывает при изменении состояния и положения выключателя. З группа – это аварийная контактна группа, замыкаемая при исчезновении напряжения и выключении выключателя, размыкается только при оперативном отключении выключателя.
- АПВ на выпрямленном оперативном токе. Работа устройства построена на основе комплектного реле РПВ-358, его работа начинается после отсутствии напряжения и выключении высоковольтного выключателя при всех возможных неисправностях. Реле предупреждает многократное срабатывание выключателя при появлении неисправностей во внутренних оперативных цепях.
- АПВ с двухсторонним питанием. Особенность схемы в том, что восстановление рабочего состояния линии подразумевает подачу питания на линию с двух противоположных сторон. При использовании этой схемы необходимо предотвратить несинхронное повторное включение. В некоторых случаях от несинхронного включения отказываются и используют АПВ без синхронизма. Это допускается при большом количестве параллельных цепей, при наличии быстродействующей защиты. Если включение при разнообразных углах между ЭДС источников не будет угрожать потребителю, то произойдет быстрое восстановление синхронизма.
- АПВ трехфазного включения без синхронизма линии с двухсторонним питанием. Подразделяется на устройство для линий с параллельными связями, аналогично по устройству с АПВ с односторонним питанием. В категорию входят быстродействующее АПВ и несинхронное УАПВ. При этом несинхронное УАПВ может сопровождаться появлением сверхтоков и уменьшением величины напряжения, а также кратковременным возникновением токов и напряжений обратной и нулевой последовательности, это происходит из-за замыкания фаз выключателя без соблюдения одновременности.
- АПВ трехфазного включения с контролером, осуществляющим синхронизм линий с обоюдосторонним питанием. В конструкции устройства предусмотрено реле, которое не дает включить линию при значительных величинах углов между векторами ЭДС, в этом случае толчок уравнительного тока превышает возможно допустимое значение. К этой группе устройств можно отнести УАПВ с ожиданием синхронизма (АПВУС на линиях с мощными параллельными связями) и с улавливанием синхронизма (УАПВУС для линий со слабыми параллельными связями).
ЗАЩИТА ЛИНИЙ 6—10 кВ
Воздушные линии электропередачи б—10 кВ, не являющиеся характерным элементом для крупных энергоемких предприятий, все же встречаются на каждом из них и предназначаются для питания водозаборов, насосных различного назначения, складов, баз и т. п., находящихся на некотором удалении от основной производственной площадки. Поэтому необходимо рассмотреть вопросы, связанные с их защитой от атмосферных перенапряжений. Линии электропередачи 6—10 кВ в соответствии с указаниями ПУЭ не требуют специальных мер защиты от атмосферных перенапряжений. Линии, выполненные на деревянных опорах, имеют относительно высокий защитный уровень, оцениваемый двумя величинами: «земля — фаза» — около 14—21 кА и «фаза— земля» — около 4 кА.
При железобетонных опорах, получивших широкое применение, защитный уровень линий напряжением 6—10 кВ значительно ниже и для случая «земля—фаза» определяется только электрическими характеристиками изоляторов. В связи с этим совершенно необходимо иметь автоматическое повторное включение на линии. Для районов с интенсивной грозовой деятельностью (около 40—50 грозовых часов в год) целесообразно снабжать железобетонные опоры деревянными траверсами, что повышает защитный уровень линии до 4 кА. При этом для увеличения срока службы деревянных траверс необходимо антисептировать их заводским способом. В условиях площадок промышленных предприятий воздушные линии электропередачи 6—10 кВ достаточно часто пересекают линии электропередачи более высокого напряжения, а также железнодорожные пути и автомобильные дороги. Эти пересечения часто выполняются путем устройства кабельных вставок в воздушные линии электропередачи 6—10 кВ.
Кабельные вставки в воздушных линиях являются в отношении изоляции ослабленным местом, и в соответствии с рекомендациями ПУЭ они защищаются от набегающих волн атмосферных перенапряжений трубчатыми разрядниками, устанавливаемыми по обоим концам кабеля. Заземляющие спуски от разрядников должны быть присоединены к металлической оболочке кабеля. Трубчатые разрядники заменяются вентильными разрядниками, в том случае если для работы трубчатого разрядника токи короткого замыкания малы. На воздушных линиях 6—10 кВ промышленных предприятий применяются отпайки через разъединители от основной линии. Величины импульсных разрядных напряжений изоляции разъединителя ниже, чем линейной изоляции, поэтому разъединитель также обычно защищают комплектом трубчатых или вентильных разрядников.
Какие силовые исполнительные устройства не требуют контроля целостности.
1. Промежуточное реле.
Реле должны потреблять минимальную мощность и коммутировать максимальное напряжение. То-есть лучше всего применять электронное реле.
В свою очередь уже реле чем-то управляет.
Существуют промежуточные электронные реле 220В, ток срабатывания которых до 0.25А и следовательно ими можно управлять, коммутируя силу слаботочными адресными релейными модулями «Рубеж».
Промежуточное реле PK-1P стоит 680р, коммутирует 16А 220В и потребляет при срабатывании 220В 0.05А.
Вот это я понимаю релейный усилитель!
2. Независимый расцепитель.
Сигнал пожарной сигнализации подает питание на расцепитель и расцепитель выключает автомат.
Но как из пожарной сигнализации подать сигнал 220В на расцепитель?
При помощи любого реле, способного коммутировать 220В.
Но стоит помнить, что независимый расцепитель — устройство, осуществляющее механическую работу и его ток потребления больше, чем катушки реле.
Вот параметры управляющих сигналов для самых распространенных независимых расцепителей S2C-A.
Видим, что ток срабатывания S2C-A2 при 230В составляет 1А. То-есть слабые реле слаботочных релейных модулей не все подойдут.
Заманчиво управлять слаботочным независимым расцепителем S2C-A1, напряжение срабатывания которого 12..60В.
Но вот ток срабатывания … для 12В составляет 2.2А. Сомнение вызывает что ток срабатывания для 24В 4.5А — больше, чем для 12В, хотя должен быть меньше.
Сработать такой расцепитель при помощи «С2000-КПБ» будет на грани фола, поскольку максимальный ток коммутации блока 2.5А. Ток коммутации «С2000-СП2 ИСП.02» — 3А.
Успокаивает то, что время работы расцепителя 10мс.
Независимый расцепитель — это хороший способ управления, если для запуска сложной вентсистемы требуется дополнительное внимание: вентсистема не запустится просто после снятии тревоги. Для включения системы необходимо ногами прийти к выключенному расцепителем автомату
Для включения системы необходимо ногами прийти к выключенному расцепителем автомату.
Но тут есть один интересный момент. Позволю себе привести цитату из нормативной базы:
СП 60.13330.2012 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003
12.3 Для зданий и помещений, оборудованных автоматическими установками пожаротушения или автоматической пожарной сигнализацией, следует предусматривать автоматическое блокирование электроприемников систем воздушного отопления, вентиляции, кондиционирования, автономных и оконных кондиционеров, вентиляторных доводчиков, воздушно-тепловых завес и внутренних блоков кондиционеров (далее — системы вентиляции), а также электроприемников систем противодымной вентиляции с этими установками (или пожарной сигнализацией) для:
а) отключения при пожаре систем вентиляции, кроме систем подачи воздуха в тамбур-шлюзы помещений категорий А и Б, а также в машинные отделения лифтов зданий категорий А и Б. Отключение может производиться:
централизованно, прекращая подачу электропитания на распределительные щиты систем вентиляции;
индивидуально для каждой системы.
При использовании оборудования и средств автоматизации, комплектно поставляемых с оборудованием систем вентиляции, отключение приточных систем при пожаре следует производить индивидуально для каждой системы с сохранением электропитания цепей защиты от замораживания. При невозможности сохранения питания цепей защиты от замораживания допускается отключение только вентилятора подачей сигнала от системы пожарной сигнализации в цепь дистанционного управления вентилятором приточной системы. При организации отключения при пожаре с использованием автомата с независимым расцепителем должна проводиться проверка линии передачи сигнала на отключение.
В выделенной фразе о проверке линии передачи сигнала кроется жирная проблема. Независимый расцепитель то скорее всего будет на 220В! И у нас возникает проблема непрерывного контроля целостности цепи управления 220В.
3. Контактор (пускатель).
Сухие контакты реле размыкают цепь самоподхвата магнитного пускателя.
Плюс такого подхода — при снятии тревоги не надо идти ногами к щитам управления.
Так, например, имеет смысл управлять огнезадерживающими клапанами ОЗК: сняли тревогу — ОЗК сами открылись.
На катушке ПМЕ 211 ток всего лишь 0,1А. Но все равно применение слаботочного адресного релейного модуля некоторых адресных систем под вопросом, поскольку это ток непрерывного воздействия.