Устройство воздушных ЛЭП разного напряжения

Габариты воздушных линий электропередач

Воздушная линия характеризуется таким показателем, как габарит. Габарит позволяет определить вертикальное расстояние от самой нижней точки провода до земли, водоема, связных коммуникаций, железной дороги, автомобильного шоссе и прочих поверхностей. Этот показатель четко регламентируется правилами устройства электроустановок.

Габариты воздушной линии устанавливаются на определенном допустимом уровне. На них влияет мощность коммуникаций, посещаемость местности людьми. Соответствие представленного показателя существующим нормам позволяет эксплуатировать и обслуживать систему максимально безопасно.

При наибольшей стреле провеса вертикальное расстояние до земли должно составлять минимум 6 м. Если линии электропередач проходят в малонаселенной местности, то этот показатель может быть уменьшен.

В труднодоступных отдаленных районах этот показатель может составлять всего лишь 3,5м. Если линия проходит в местности, где люди не бывают вообще, габариты может составить 1м.

Недопустимо, чтобы воздушная линия проходила над зданиями. Линии протягивают над лесом, посадкой, прочими зелеными насаждениями. Расстояние до крон деревьев должно составлять не менее 1м.

Монтаж ВЛ

В большинстве случаев, при сложном рельефе, целесообразным является монтаж ВЛ

«под тяжением». Современный метод позволяет существенно сократить трудозатраты, а также расходы на спецтехнику.

При выполнении монтажа «под тяжением» не требуется предварительно раскатывать провод либо кабель по земле. Натягиваемый провод не повреждается сколами, царапинами. Исключается возможность коронного разряда.

Использование программируемых машин по натяжению упрощает монтаж переходов линий через транспортные, железнодорожные пути, инженерные сооружения. Раскатка осуществляется специальными роликами непосредственно на опоры.

Повреждение натягиваемого провода практически невозможно. Специальные гидравлические машины отключаются при достижении нужного уровня тяжения.

Основные элементы воздушных линий электропередач

К элементам воздушной линии относятся:

  • кабель (это проводник, по которому передается электричество);
  • траверсы (предотвращают соприкосновение проводов с другими элементами опорной конструкции);
  • изоляторы;
  • опоры;
  • фундамент;
  • заземление;
  • молниеотводчики;
  • разрядники.

Каждый из перечисленных устройств незаменим. Элементы воздушной линии выполняют определенные функции, которые увеличивают безопасность и надежность системы.

В некоторых случаях линия может состоять из оптоволоконных проводников. Для таких устройств применяется специальное оборудование. Это позволяет прикрепить к соответствующим опорам высокочастотные проводники.

Деревянные опоры ВЛ

Деревянные опоры ВЛ все еще имеют распространение в странах, располагающих лесными запасами. Достоинствами дерева как материала для опор являются: небольшой удельный вес, высокая механическая прочность, хорошие электроизоляционные свойства, природный круглый сортамент. Недостатком древесины является ее гниение, для уменьшения которого применяют антисептики.

Для ВЛ напряжением 20 и 35 кВ, на которых применяют штыревые изоляторы, целесообразно применение одностоечных свечеобразных опор с треугольным расположением проводов. На воздушных ЛЭП 6 —35 кВ со штыревыми изоляторами при любом расположении проводов расстояние между ними D, м, должно быть не меньше значений, определяемых по формуле

где U — напряжение линии, кВ; — наибольшая стрела провеса, соответствующая габаритному пролету, м; Ь — толщина стенки гололеда, мм (не более 20 мм).

Для ВЛ 35 кВ и выше с подвесными изоляторами при горизонтальном расположении проводов минимальное расстояние между проводами, м, определяется по формуле

Стойку опоры выполняют составной: верхнюю часть (собственно стойку) — из бревен длиной 6,5…8,5 м, а нижнюю часть (так называемый пасынок) — из железобетона сечением 20 х 20 см, длиной 4,25 и 6,25 м или из бревен длиной 4,5…6,5 м. Составные опоры с железобетонным пасынком сочетают в себе преимущества железобетонных и деревянных опор: грозоустойчивость и сопротивляемость гниению в месте касания с грунтом. Соединение стойки с пасынком выполняют проволочными бандажами из стальной проволоки диаметром 4…6 мм, натягиваемой при помощи скрутки или натяжным болтом.

Анкерные и промежуточные угловые опоры для ВЛ 6 — 10 кВ выполняют в виде Аобразной конструкции с составными стойками.

Самонесущие изолированные провода: надежность, качество и безопасность

Задачу поддержания технического состояния сетей на современном уровне невозможно решить без применения на ВЛ новых, более совершенных конструкций и технологий. Взамен традиционных конструктивных исполнений с неизолированными проводами, которые обладают высокой аварийностью, низкой надежностью  получили линии с изолированными проводами (СИП).     

Основу воздушной линии с изолированными проводами (ВЛИ) составляют изолированные фазные провода, скрученные в жгут вокруг изолированного или неизолированного нулевого несущего провода (СИП), при этом все механические воздействия на провода воспринимаются несущим проводом.

По сравнению с неизолированными проводами СИП имеют большие преимущества:

  • возможность совместной подвески на опорах с телефонными линиями;
  • возможность применения опор действующих типовых проектов и опор меньшей высоты (согласно ПУЭ подвеска СИП разрешена на высоте 4 м, а неизолированных проводов на высоте 6 м);
  • сокращение эксплуатационных расходов за счет исключения систематической расчистки трасс, замены поврежденных изоляторов, сокращения объемов аварийно-восстановительных работ;
  • высокая безопасность обслуживания, отсутствие риска поражения током при касании проводов, находящихся под напряжением;
  • практическая невозможность короткого замыкания между фазными проводами и нулевым проводом или на землю;
  • меньший вес и большая длительность налипания снега, повышенная надежность в зонах интенсивного гололедообразования, уменьшение не менее, чем на 30% гололедноветровых нагрузок на опоры;
  • снижение падения напряжения вследствие малого реактивного сопротивления (0,1 Ом/км по сравнению с 0,35 Ом/км для неизолированных проводов);
  • возможность прокладки по фасадам зданий;
  • исключение опасности возникновения пожаров в случае падения проводов на землю;
  • уменьшение безопасных расстояний до зданий и других инженерных сооружений;
  • возможность совместной подвески на одной опоре самонесущих изолированных проводов 0,4/10 кВ и самонесущего изолированного кабеля на напряжение 10-35 кВ;
  • использование этих проводов практически исключает хищения: как электроэнергии, так и самих проводов.

Монтаж кабельных линий

Монтаж высоковольтных линий электропередач может осуществляться как внутри, так и снаружи сооружений.

Воздушные и кабельные линии электропередач имеют между собой значительные отличия. ВЛ – используют для передачи энергии или ее распределения по проводам проходящим на открытом воздухе. Воздушные кабельные линии крепятся к опорам с помощью кронштейнов и арматуры.

Кабельные линии электропередач прокладывают:

В земляных траншеях. Чтобы исключить повреждения новой кабельной линии при ее прокладывании в траншеи, дно рва засыпают слоем песка или провеянной землей. Таким образом, делают мягкую подушку толщиной 10 см. После прокладки подземной кабельной линии ее засыпают мягким земляным слоем толщиной 10 см. Поверх него кладут бетонные плиты, необходимые для исключения механических повреждений, ров засыпают и утрамбовывают землей.

Устройство воздушных ЛЭП разного напряжения

Подземные кабельные линии помимо достоинств, имеют большой недостаток. При повреждении кабельной системы придется вскрывать траншею, перекрывать проезжую или пешеходную зону. Несмотря на это, прокладывание кабельных линий электропередач в траншеях, часто используется на внутренних территориях жилмассивов.

В асбестоцементных трубах. Новые кабельные линии могут прокладываться под проезжей и пешеходной частью, с использованием асбестовых труб.

Популярные статьи  Зарядное устройство для шуруповерта

В земляные канавы укладывают от 6 до 10 труб, на расстоянии 25-75 метров строят колодцы, посредством которых монтируют кабельные линии электропередач.

Устройство воздушных ЛЭП разного напряжения

Основными достоинствами данного метода прокладки является защита кабельной линии электропередач от повреждений. Оперативность и простота замены участка поврежденной кабельной системы, без необходимости вскрытия пешеходных зон. Но и стоимость такой конструкции достаточно высока.

В тоннелях и подземных коллекторах. Данный вид проекта кабельной линии был разработан в связи с ограниченным объемом требуемых мощностей, промышленными предприятиями современных городов.

Устройство воздушных ЛЭП разного напряжения

Подобный метод прокладки дает возможность оперативно осуществлять поиск повреждения, своевременно выполнять ремонтные работы. Часть поврежденной кабельной линии легко заменяется новой, после чего на краях вставки монтируют муфты. Недостатком является плохое охлаждение кабельной линии электропередач, что необходимо учесть при выборе сечения.

Кабельные линии связи прокладывают в коллекторах. Если в проекте кабельная линия связи пересекается с другой кабельной системой, то она должна располагаться на уровень выше силового кабеля. А высоковольтные кабельные линии должны проходить на уровень ниже, под кабелем меньшего напряжения.

Паспорт для существующей кабельной линии

Кабельная линия электропередач должна иметь техпаспорт, для записей технического состояния системы. В паспорт кабельной линии образец можно скачать в интернете, заносятся инженером, ответственным за выполнение эксплуатационных работ, данные о проведенных испытаниях. Ведется запись о ремонтных работах, о появлении механических и коррозийных повреждений.

На проект кабельной линии заводится архив, в которой собирается вся последующая техническая документация. Помимо паспорта в нее входят: протоколы, акты, отметки о повреждениях, расчет потерь в кабеле, данные о нагрузках и перегрузках на линии.

Безопасность работ в охранной зоне ЛЭП

Охранная зона для воздушных ЛЭП, согласно СНИП и ПУЭ, представляет собой пространство, идущее вдоль проложенных линий. Вертикальные параллельные плоскости, расположенные с обеих сторон линии, ограничивают пространство.

Устройство воздушных ЛЭП разного напряжения

Для кабельных линий, проложенных под землей, охранное пространство создается на участке земли, ограничивается параллельными вертикальными плоскостями с обеих сторон линии (расстояние один метр от крайних кабелей).

Воздушная линия электропередачи

Воздушная линия электропередачи (ВЛ) – устройство, предназначенное для передачи или распределения электрической энергии по проводам с защитной изолирующей оболочкой (ВЛЗ) или неизолированным проводам (ВЛ), находящимся на открытом воздухе и прикрепленным с помощью траверс (кронштейнов), изоляторов и линейной арматуры к опорам или другим инженерным сооружениям (мостам, путепроводам). Главными элементами ВЛ являются:

  • провода;
  • защитные тросы;
  • опора, поддерживающая провода и торосы на определенной высоте над уровнем земли или воды;
  • изоляторы, изолирующие провода от тела опоры;
  • линейная арматура.

За начало и за конец воздушной линии принимают линейные порталы распределительных устройств. По конструктивному устройству ВЛ делятся на одноцепные и многоцепные, как правило 2-цепные.

Обычно ВЛ состоит из трех фаз, поэтому опоры одноцепных ВЛ напряжением выше 1 кВ рассчитаны на подвеску трёх фазных проводов (одной цепи) (рис. 1), на опорах двухцепных ВЛ подвешивают шесть проводов (две параллельно идущие цепи). При необходимости над фазными проводами подвешивается один или два грозозащитных троса. На опорах ВЛ распределительной сети напряжением до 1 кВ подвешивается от 5 до 12 проводов для электроснабжения различных потребителей по одной ВЛ (наружное и внутреннее освещение, электросиловое хозяйство, бытовые нагрузки). ВЛ напряжением до 1 кВ с глухозаземлённой нейтралью помимо фазных снабжена нулевым проводом.

Рис. 1. Фрагменты ВЛ 220 кВ: а – одноцепной; б – двухцепной

Провода воздушных линий электропередачи в основном изготавливаются из алюминия и его сплавов, в некоторых случаях из меди и ее сплавов, выполняются из холоднотянутой проволоки, обладающей достаточной механической прочностью. Однако наибольшее распространение получили многопроволочные провода из двух металлов с хорошими механическими характеристиками и относительно невысокой стоимостью. К проводам такого типа относятся сталеалюминиевые провода с отношением площадей поперечного сечения алюминиевой и стальной части от 4,0 до 8,0. Примеры расположения фазных проводов и грозозащитных тросов показаны на рис. 2, а конструктивные параметры ВЛ стандартного ряда напряжений приведены в табл. 1.

Устройство воздушных ЛЭП разного напряжения

Рис. 2. Примеры расположения фазных проводов и грозозащитных тросов на опорах: а – треугольное; б – горизонтальное; в – шестиугольное «бочкой»; г – обратной «елкой»

Таблица 1. Конструктивные параметры воздушных линий

Для всех приведенных вариантов расположения фазных проводов на опорах характерно несимметричное расположение проводов по отношению друг к другу. Соответственно это ведет к неодинаковому реактивному сопротивлению и проводимости разных фаз, обусловленных взаимной индуктивностью между проводами линии и как следствие к несимметрии фазных напряжений и падению напряжения.

Для того чтобы сделать емкость и индуктивность всех трех фаз цепи одинаковыми, на линии электропередачи применяют транспозицию проводов, т.е. взаимно меняют их расположение друг относительно друга, при этом каждый провод фазы проходит одну треть пути (рис. 3). Одно такое тройное перемещение называется циклом транспозиции.

Устройство воздушных ЛЭП разного напряжения

Рис. 3. Схема полного цикла транспозиции участков воздушной линии электропередачи: 1, 2, 3 – фазные провода

Транспозицию фазных проводов воздушной линии электропередачи с неизолированными проводами применяют на напряжение 110 кВ и выше и при протяженности линии 100 км и больше. Один из вариантов монтажа проводов на транспозиционной опоре показан на рис. 4. Следует отметить, что транспозицию токопроводящих жил иногда применяют и в КЛ, кроме того современные технологии проектирования и сооружения ВЛ позволяют технически реализовать управление параметрами линии (управляемые самокомпенсирующиеся линии и компактные воздушные линии сверхвысокого напряжения).

Устройство воздушных ЛЭП разного напряжения

Рис. 4. Транспозиционная опора

Провода и защитные тросы ВЛ в определенных местах должны быть жестко закреплены на натяжных изоляторах анкерных опор (концевые опоры 1 и 7, устанавливаемые в начале и конце ВЛ, как это показано на рис. 5 и натянуты до заданного тяжения. Между анкерными опорами устанавливают промежуточные опоры, необходимые для поддержания проводов и тросов, при помощи поддерживающих гирлянд изоляторов с поддерживающими зажимами, на заданной высоте (опоры 2, 3, 6), устанавливаемые на прямом участке ВЛ; угловые (опоры 4 и 5), устанавливаемые на поворотах трассы ВЛ; переходные (опоры 2 и 3), устанавливаемые в пролете пересечения воздушной линией какого-либо естественного препятствия или инженерного сооружения, например, железной дороги или шоссе.

Возможно, вам также будет интересно

В статье рассмотрены актуальные проблемы автоматизации предприятий пищевой отрасли, направленные на повышение качества пищевых продуктов. Дан анализ пищевых производств как сложной структуры управления. Отмечено многообразие видов и форм аппаратурно-технологических процессов, протекающих в непрерывных, непрерывно-дискретных и дискретных режимах. Предложен способ внесения регулирующих воздействи…

CANopen предоставляет предприятиям отличную возможность улучшить производственные процессы с помощью высокопроизводительной системы связи, оптимизированной для интеллектуальной автоматизации. Успешно внедрить CANopen в структуру «умных» предприятий можно с помощью плат расширения шины CAN. Благодаря своей модульности и долговечности они обеспечивают простой и экономичный способ реализации подде…

12 октября в Пекине состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между ЗАО «Экспоцентр» и подкомитетом электроники и информационных технологий при Комитете содействия развитию международной торговли КНР (CCPIT ECC).
Документ подписали генеральный директор ЗАО «Экспоцентр» Сергей Беднов и генеральный секретарь CCPIT ECC доктор Гун Сяофэн (Gong Xiaofeng). Соглашение предусматривает сотрудничество в рамках подготовки и проведения международной выставки «Связь-2016», которая пройдет с 10 по 13 мая 2016 года на территории ЦВК «Экспоцентр» (Москва). В соответствии с условиями соглашения …

Популярные статьи  Электростатические фильтры - устройство, принцип действия, области применения

Определение напряжения по внешнему виду

Следующий этап — определение мощностей ВЛ.

Как же узнать напряжение на ЛЭП по её внешнему виду? Легче всего это сделать по количеству проводов и по числу изоляторов. Самый простой способ — определение по изоляторам.

Существуют ВЛ разных классов напряжения. Рассмотрим поочередно каждую.

ЛЭП на 0,4 киловольта (400 Вольт) — низковольтные, встречающиеся во всех населенных пунктах. В них всегда используются штыревые изоляторы из фарфора или стекла. Опоры изготавливают из железобетона или дерева. В однофазной линии два провода. Если фазы три, проводников будет четыре и более.

Устройство воздушных ЛЭП разного напряжения

Далее идут ЛЭП на 6 и 10 киловольт. Визуально они неотличимы друг от друга. Здесь всегда по три провода. В каждом используется два штыревых фарфоровых или стеклянных изолятора или один, но большего номинала. Используются эти трассы для подведения питания к трансформаторам. Минимальное расстояние до частей, проводящих ток, здесь составляет 0,6 м.

Устройство воздушных ЛЭП разного напряжения

Часто в целях экономии совмещают подвеску проводников 0,4 и 10 кВ. Охранной зоной таких трасс является расстояние 10 м.

В ЛЭП на напряжение 35 кВ, используются подвесные изоляторы в количестве от 3 до 5 штук в гирлянде к каждому из трёх фазных проводов.

Устройство воздушных ЛЭП разного напряжения

Обычно такие воздушные магистрали через территорию городов не проходят. Допустимым считается расстояние – 0,6 м, а охранная зона определяется 15 метрами. Опоры должны быть железобетонными или металлическими, с разнесенными друг от друга на допустимое расстояние проводниками, несущими ток.

В ЛЭП на напряжение 110 кВ монтаж каждого из проводов осуществляется на отдельной гирлянде из 6-9 подвесных изоляторов. Минимально близким к проводникам, является расстояние в 1 метр, а охранная зона определяется 20 метрами.

Устройство воздушных ЛЭП разного напряжения

Материалом для опоры служит железобетон или металл.

Если напряжение 150 кВ, применяют 8-9 подвесных изоляторов на каждую гирлянду в ЛЭП. Расстояние 1,5 м до проводников тока считается в этом случае минимальным.

Устройство воздушных ЛЭП разного напряжения

Когда напряжение 220 кВ, число используемых изоляторов находится в пределах от 10 до 40 единиц. Фаза передаётся по одному проводу.

Устройство воздушных ЛЭП разного напряжения

Линии используют для подведения электроэнергии к крупным подстанциям. Наименьшее расстояние приближения к проводникам составляет 2 м. Величина охранной зоны – 25 м.

В последующих классах высоковольтных ЛЭП появляется отличие по числу проводов на фазу.

Если произведен монтаж двух проводников на одну фазу, а изоляторов в гирляндах по 14, перед вами магистраль 330 кВ.

Устройство воздушных ЛЭП разного напряжения

Минимальным расстоянием до токоведущих частей в ней считается 3,5 м. Необходимое увеличение охранной зоны до 30 м. Материалом для опор служит железобетон или метал.

Если фаза расщепляется на 2-3 проводника, а подвесных изоляторов в гирляндах по 20, то напряжение ВЛ составляет 500 кВ.

Устройство воздушных ЛЭП разного напряжения

Охранная зона в этом случае ограничивается 30 метрами. Опасной считается дистанция менее 3,5 м до проводов.

В случае разделения фазы на 4 или 5 проводников, соединение которых кольцевое или квадратное, и присутствия в гирляндах 20 и более изоляторов, напряжение ВЛ составляет 750 кВ.

Устройство воздушных ЛЭП разного напряжения

Охранная территория таких трасс — 40 м, а приближение к токопроводящим частям ближе 5 м опасно для жизни.

В России есть единственная в мире ЛЭП, напряжение которой 1150 кВ. Фазы в ней делятся на 8 проводов каждая, а в гирляндах присутствуют 50 и более изоляторов.

Устройство воздушных ЛЭП разного напряжения

К этой трассе не стоит приближаться более чем на 8 метров. Увидеть такую высоковольтную линию можно, например, на участке магистрали «Сибирь – Центр».

Получить подробную информацию о любой ВЛ, её местоположении можно на интерактивной карте в сети интернет.

Примечания

  1. ПТЭзП (Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей)
  2. Линии электропередач. ОАО «Опытный ». (недоступная ссылка)
  3. Номинальные напряжения, указанные в скобках, для вновь проектируемых сетей не рекомендуются. Для существующих и расширяющихся электрических сетей на номинальные напряжения 3 и 150 кВ электрооборудование должно изготовляться (см. ГОСТ 721-77).
  4. Кашолкин Б. И., Мешалкин Е. А. Тушение пожаров в электроустановках. — М.: Энергоатомиздат, 1985. — С. 20
  5. Технические условия по проектированию автоматических установок комбинированного пожаротушения в кабельных сооружениях «НТО Пламя» — М., 2006. — С. 2
  6. Кашолкин Б. И., Мешалкин Е. А. Тушение пожаров в электроустановках. — М.:Энергоатомиздат, 1985. — С. 58.
  7. Рекомендации по расчету параметров эвакуации людей на основании положений ГОСТ 12.1.004-91 «Пожарная безопасность. Общие требования», Таблица 3.5
  8. Monica Heger. Superconductors Enter Commercial Utility Service.IEEE Spectrum . Проверено 19 января 2012. Архивировано 14 февраля 2010 года.
  9. Энергетики переходят на сверхпроводники. Радио Свобода (2010). — «Говорится о трех миллионах метров не кабеля, а исходной ленты… Из этих лент делаются кабели, содержащие порядка 50 лент. Поэтому надо 3 миллиона метров разделить на 50 и получится около 50 километров.». Проверено 27 ноября 2014.
  10. Joseph Milton. Superconductors come of age.Nature — News . — «Jason Fredette, managing director of corporate communications at the company, says that LS Cable will use the wire to make about 20 circuit kilometres of cable as part of a programme to modernize the South Korean electricity network starting in the capital, Seoul.». Проверено 19 января 2012. Архивировано 9 октября 2010 года.
  11. Процессы и аппараты химических технологий
  12. Потери на корону — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)
  13. 4.1. Реактивные мощности и натуральная мощность линии электропередачи (недоступная ссылка — история ). Проверено 8 января 2020. Архивировано 5 декабря 2016 года.
  14. Характеристика системы передачи электрической энергии
  15. Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации. Приказ № 216 Об утверждении Методических рекомендаций по определению предварительных параметров выдачи мощности строящихся (реконструируемых) генерирующих объектов в условиях нормальных режимов функционирования энергосистемы, учитываемых при определении платы за технологическое присоединение таких генерирующих объектов к объектам электросетевого хозяйства (от 30 апреля 2008 г.).

Проектирование ВЛ разных классов напряжения

выполняет проектирование ВЛ разного напряжения.

ВЛ 0,4 кВ

– ЛЭП низкого напряжения, используемые для электроснабжения конечных потребителей и передачи электроэнергии на небольшие расстояния – в поселках, микрорайонах, сельской местности, для подключения отдельно стоящих объектов. Проектирование ВЛ 0.4 кВ обязательно предусматривает расчет потерь и разработку решений для их минимизации.

ВЛ 6, 10 и 35 кВ

– ЛЭП среднего напряжения. Проектирование ВЛ 6 кВ, 10 и 35 кВ подчинено общим требованиям к конструкции, расчетным параметрам и условиям эксплуатации ЛЭП этого класса напряжения. Однако допустимые потери в электросетях разного напряжения будут отличаться, что требует подготовки индивидуальных решений по их минимизации. Проектирование ВЛ 35 кВ при ее отнесении к высоковольтным линиям (35-330 кВ) осуществляется согласно требованиям, предъявляемым к ЛЭП этого класса.

Популярные статьи  Сельсины: назначение, устройство, принцип действия

ВЛ 110 кВ

– линии высокого класса напряжения, способны передавать электроэнергию в обоих направлениях. Проектирование ВЛ 110 кВ предусматривает предварительное проведение изыскательных работ, подготовку технико-экономического обоснования, соответствие ЛЭП экологическим требованиям, Нормам Технологического Проектирования (НТП), СНиП и ПУЭ. Проекты подлежат обязательному согласованию в контрольно-надзорных инстанциях.

Стоимость проектирования воздушных ЛЭП разного класса напряжения определяется индивидуально. Допускается оптимизация проекта, не влияющая на соблюдение нормативных требований.

ЭлектроСтройМонтаж

Любая линия электропередач в упрощенном виде состоит из двух компонентов: проводов и диэлектрика. По способу применяемых изоляционных материалов их разделяют на воздушные и кабельные.

Монтаж воздушных линий 0,4-10 кВ

Воздушные линии электроснабжения считаются более доступными, простыми в организации, а потому более востребованными. Они требуют меньших финансовых вложений и менее сложных профессиональных монтажных работ. В случае, если расположение электрифицируемого здания от ближайшего столба находится более, чем в 20 метрах, то производится установка опор: железобетонных или стальных.

Устройство воздушных ЛЭП разного напряжения

Стоит учитывать, что воздушные линии можно установить далеко не всегда. Достаточно часто на пути прохождения кабелей могут находиться различные преграды, делающие процесс монтажа слишком сложным. Помимо прочего, проходящие по воздуху кабели подвержены достаточно мощным негативным воздействиям окружающей среды. Чтобы избежать возможных повреждений и обрывов, лучше размещать провода при электрификации объектов под землей.

В целом современные кабельные каналы, проходящие под землей, отличаются более длительным сроком эксплуатации, хотя их монтаж и требует значительно больших финансовых затрат.

Монтаж кабельных линий

Основной принцип прокладки кабельных линий заключается в исключении возможности повреждения линии при эксплуатации. С течением времени почва может смещаться, а из-за перепадов температур сами кабеля и конструкции, в которых они прокладываются, деформироваться. В связи с этим кабеля укладывают с запасом по длине в 1-2 процента. Для создания необходимой резервной длины монтаж кабелей производится в виде змейки или со стрелой провеса.

Провода, укладываемые в горизонтальной плоскости, жестко крепятся на концах линии и на поворотах трассы электропередач. На вертикальных участках кабеля закрепляют на каждой кабельной конструкции. Небронированные кабели с пластмассовой оболочкой или пластмассовым шлангом, а также бронированные кабели крепят к конструкциям скобами, хомутами, накладками без прокладок.

Внутри помещений и снаружи в местах, доступных для неквалифицированного персонала, где возможно передвижение автотранспорта, грузов и механизмов, бронированные и небронированные кабели защищают от механических повреждений до безопасной высоты (не менее 2 м от уровня земли или пола и на глубине 0,3 м в земле). Защиту обеспечивают кожухами из листового металла толщиной 2,5 мм или отрезками стальных труб.

Устройство воздушных ЛЭП разного напряжения

Приступая к сооружению кабельных линий, монтажники изучают рабочую документацию:

  • план трассы;
  • продольный профиль;
  • рабочие чертежи конструкций;
  • строительные чертежи кабельных сооружений;
  • перечни мероприятий по герметизации вводов;
  • чертежи перехода кабельной линии напряжением 35 кВ в воздушную;
  • кабельный журнал;
  • спецификации на материалы и изделия;
  • сметы и др.

Как правило, монтаж кабельных линий выполняют в две стадии:

  • сначала внутри зданий и сооружений устанавливают опорные конструкции для прокладки кабелей);
  • затем прокладывают кабели и подключают их к выводам электрооборудования (работы ведут после завершения комплекса строительных и отделочных работ при условии передачи объекта под монтаж по акту).

После испытания кабеля повышенным напряжением восстанавливают герметизирующие колпачки на его концах.

Колодец транспозиции

Коробки транспозиции КТ-ОПН располагаются по трассе кабельной линии в специальных местах, защищённых от проникновения случайных лиц и называемых колодцами транспозиции. Как оказалось, конструкция колодца транспозиции очень сильно влияет на качество монтажа размещаемых в нём коробок транспозиции, а также на удобство последующей эксплуатации всей кабельной линии. Для того чтобы монтаж и эксплуатация транспозиции экранов были наиболее удачны, рекомендуется придерживаться нескольких простых, но важных правил.

1. Колодец транспозиции должен быть такого размера, чтобы был обеспечен удобный подход к коробке. Колодец не должен быть маленьким и мелким, так как в нём нельзя будет развернуться, он будет легко затопляться водой, а зимой насквозь промерзать. Лучше всего использовать железобетонные колодцы типа ККС-5, так как они просторны и позволяют разместить сразу две коробки (в случае двухцепной кабельной линии), достаточно прочны, массивны (не будут выдавлены грунтом).

2. Коробка должна размещаться в верхней части колодца, чтобы попадающие в колодец грунтовые и дождевые воды редко достигали коробки, и чтобы зимой она не вмерзала в лёд.

3. Коробка должна размещаться так, чтобы проходные изоляторы смотрели вниз, в пол колодца, ведь именно в нижней части колодца в него при помощи ППС заводятся шесть экранов кабельной линии, отходящих от транспозиционных муфт.

4. Сечение жилы провода ППС должно быть равно сечению экрана силового кабеля (как правило, до 240 мм2). Не рекомендуется применять «универсальные» провода сечением 400 мм2 , поскольку они настолько жёсткие, что при монтаже их невозможно изогнуть и ввести в проходной изолятор коробки транспозиции.

5. Монтаж и испытания кабельной линии не требуют вскрытия коробок КТ-ОПН. Открывать/закрывать крышку коробки может потребоваться лишь в случае поиска повреждений изоляции кабеля или его оболочки. На рис. 4 схематично отражены первые три из пяти названных выше простых правил обустройства колодца транспозиции.

Устройство воздушных ЛЭП разного напряжения

Рис. 4. Монтаж коробки в колодце транспозиции двухцепной кабельной линии

СИП, как часть основы безопасности

Сам термин расшифровывается как «самонесущий изолированный провод». Его применение позволяет создавать условия для точной передачи и распределения электроэнергии. Решение применения СИП стало основой, благодаря которой строители смогли отказаться от неизолированных проводов. Замена позволила осуществить следующие преимущества:

  • конструкция СИП является более устойчивой к различным внешним факторам;
  • устраняется возможность замыкания проводов, при контакте на поверхности;
  • появляется возможность значительного снижения стоимости обслуживания системы в целом;
  • нет необходимости в установке дополнительного оборудования, сопутствующего корректной работы СИП.

Единственным препятствием, которое может возникнуть при применении данного типа изолированного незащищенного провода – температурный режим. Так, их монтаж запрещается при показателях термометра ниже -10 градусов. К дополнительным рекомендациям относится отсутствие сильного ветра, так как его порывы могут значительно затруднить процесс фиксации. Главное отличие ВЛИ от ВЛ составляет упрощенная система обслуживания и общий процент безопасности применения. При необходимости ремонтных работ, определенный участок может быть обесточен. Касательно стоимости работ, благодаря повышенной ремонтопригодности, она значительно превосходит показатели своего предшественника.

Оцените статью
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: